Картотека пальчиковых игр

Людмила Рогачева
Картотека пальчиковых игр

Гусеница

Гусеница, гусеница (ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т. к. гусеница заползла на травинку с земли)

Бабочкина дочка, («ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает, (То же проделываем,меняя руки: «от корня к верхушке»)

Кушает листочки: (И по другой стороне обратно.)

Ам!Ам!Ам!Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад).

Поела (Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)

Спать захотела. … (одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.)

Проснулась (Постепенно расправляем ладони)

Бабочкой обернулась (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.)

Полетела, полетела, полетела! (Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.)

Шарик

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).

Укусил его комарик.

Лопнул шарик не беда -

новый шар надую я.

В нашем доме

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же,пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Суп

Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп (потираем ладошки)

Получилась каша (потираем ладошки)

То-то горе наше (хватаемся за голову)

Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)

А оно ни с места (удерживаем руки в покое)

Замесили на дрожжах (снова стучим)

Не удержишь на вожжах! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

Строим стенку

Строим стенку,

Выше, выше,

(Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди, поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку).

Добрались уже до крыши!

(К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз.Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.)

Чья крыша выше?Выше, выше, выше!

(Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше)

Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!

(Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.)

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!

Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)

Заколачиваю, приколачиваю!

Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!

Колотушки колочу!

Заколачиваю, приколачиваю!

Дом

Стук, стук, постук,

раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)

На мельнице

На мельнице, на ветренице (крутим кистями вокруг друг друга,

подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз,

вот и сказочка вся (разводим руками).

Ладошки

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик

(шаркаем ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки (шагать пальчиками по столу)

Прямо по дорожке.

Вы шагайте - топайте (постукивать пальчиками)

По лужам не шлёпайте (погрозить пальчиком)

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

Прогулка

Раз,два,три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп",

спать легли (ладошки под щечку).

Пчёлы

Вот улей, (показываем кулачек)

Здесь живут пчелы.

Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальчики)

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з-з. " (щекочем ребенка)

Рыбка

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Сапожник

Имитируйте движения сапожника,забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер,

Помоги -

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди -

Мы пойдем сегодня

В гости!

Снежок

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый,крепкий,очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)

Два – поймаем. (" ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(хлопаем в ладоши)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять -

(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Вышли пальчики гулять.

Один, два,три, четыре, пять -

(зажимаем пальчики в кулачок)

В домик спрятались опять!

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили (ладошки лепят)

Шлёп, шлёп,

Шлёп, шлёп

Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)

В миску молока налью, (наливаем молоко)

Положу туда крупу (насыпать крупу)

И поставлю на плиту. (поставить на плиту)

Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)

Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу)

Каркает:"Вот и обед"

(указательный и большой пальчики "каркают".)

Глядь (разводим ручками,

а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)

Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!

(большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Гости

К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна (большой и средний)

Рад Серёжа (большой и безымянный)

Рад Снежена (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками,

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

Улитка

Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.

Улитка-улитка, отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! (Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.)

Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! (Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте).

Улитка-улитка, пошли гулять! (На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

- Поползли, поползли, поползли… («Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.)

- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями)

Публикации по теме:

Картотека нетрадиционных пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать.

Картотека пальчиковых игр «Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. Движения прямыми ладонями вверх-вниз,.

Картотека пальчиковых игр Игры с пальчиками на кухне Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев.

Картотека пальчиковых игр Уважаемые родители! Данные игры направлены на развитие речи, познание окружающей действительности. 1. Игра «К чему относится?» Цель игры:.

Картотека пальчиковых игр ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Овощи У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке (Дети делают ладошки «корзинкой».) Вот пузатый.

Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет Пальчик, мальчик ИП: все пальцы, кроме большого, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен. - Пальчик, мальчик, Где ты был? - С этим братцем.

Картотека пальчиковых игр по теме «Осень»Картотека пальчиковых игр по теме «Осень» ОСЕНЬ. Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем) Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них) Полетели, закружились.

Картотека пальчиковых игр с водой Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить.

Картотека пальчиковых игр для детей 3–4 лет Хлеб Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные.

Картотека пальчиковых игр Гули – гули Люли, люли, люли, (хлопать в ладоши) Прилетели гули. (взмахивать кистями рук перед собой как крыльями) Сели гули на кровать.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Картотека пальчиковых игр
Опубликовано: 14 октября 2019 в 20:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 февраля. Праздник хороших манер на МААМ

«Хорошие манеры никогда не бывают лишними»  — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий для воспитания в детях хороших манер и формирования в них...

25 февраля. День ребусов и шарад на МААМ

Ребусы и шарады развивают логическое образное мышление, учат детей нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренируют зрительную память и правописание. Очередной тематический день...

Фотоотчет о занятии по лепке в младшей группе «Коляска с малышом» из ореховой скорлупы
Уважаемые коллеги! Не так давно наши малыши были совсем крошками и их мамы катали своих деток в колясочках на прогулке. А уже сегодня наши малыши лепят из...
Фотоотчёт о проведении тематической недели, посвящённой Дню защитника Отечества
Фотоотчёт о проведении тематической недели, посвящённой Дню защитника Отечества. В целях патриотического воспитания детей мы провели мероприятия,...
Конспект занятия по математике «Число 5. Утро, день, вечер, ночь.»
Программные задачи:Закреплять навыки счета в пределах пяти;умение различать и называть части суток:утро, день, вечер. ночь;выделять в предметах признаки...