Ирина Дынник
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
"Ягоды"
«Здравствуй»:
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй трава – мурава!
Здравствуй ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несем, всю тебя мы соберем! (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой похлопывая друг друга кончиками)
«Травка»:
Ветерок шуршит травой,
прячет ягодку от нас,
только мы ее найдем,
на варенье соберем. (Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «трепетание» пальцами).
«Грибы»
«За грибами»:
Солнце утром встало рано,
всех детишек приласкало.
Публикация «Картотека пальчиковых игр по лексическим темам» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко).
За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям).
Три лукошка принесли (Показать три пальца).
«Корзинка»:
В лес корзинку я беру и грибы в неё кладу. (Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются» и между пальцами образуются зазоры.)
«Грибы на поляне»:
Кто тут спрятан на картинке?
Помогите пальчики!
Груздь на солнце греет бок…
В кузовок иди грибок! (Указательный палец правой руки – ножка, пальцы левой сомкнуты вместе – шляпка. Произнося слова, менять шляпку и ножку. Кузовок – переплетенные пальцы рук).
"Овощи"
«Засолка капусты»:
Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх – вниз).
Мы капусту солим (движения пальцами имитирующие посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев кулак).
«Морковка»:
Не морковка – загляденье,
выросла на удивленье,
сочная да вкусная,
для детей полезная.
(Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой).
«Апельсин»:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец правой руки, остальные пальцы сжаты).
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец).
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец).
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец).
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец).
А для волка – кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы и погладить кожуру).
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, пальцы чуть согнуты и постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы).
Разбегайтесь кто куда! (Руки разбегаются по столу или коленям, стуча пальцами).
«Слива»:
Мы пришли в фруктовый сад,
стали сливы собирать.
Сливы, сладкие как мед,
сами просятся к нам в рот. (Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе).
"Цветы"
«Цветки»:
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
головой качают, тихо засыпают. (Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперед – назад).
«Мак»:
На пригорке вырос мак. (Пальцами левой руки сделать бутон.)
Он склонил головку так. (Бутон наклонить.)
Бабочка над ним порхает,
быстро крыльями мелькает. (Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка крылышками.)
«Хризантемы»:
Ах, какие хризантемы! (Пальцами показать, как распускается цветок).
Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы).
Ух, охапку мы набрали! (Пальцы обеих рук разведены и округлены, соединить кончики пальцев одной руки с кончиками другой).
Эх, прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше).
Э-хе-хе…цветов не стало. (Удивленно пожать плечами).
Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны).
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили! (Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой).
"Домашние животные"
«Повстречались»:
Повстречались два котенка: мяу – мяу!
Два щенка: ав –ав!
Два жеребенка: иго – го!
Два тигренка: Р-р-р!
Два быка: му-у! Посмотри, какие рога. (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы).
«Лошадки»:
По дорожке белой, гладкой
скачут пальцы, как лошадки.
Чок- чок –чок, чок- чок –чок,
скачет резвый табунок.
(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения).
«Собака»:
У собаки острый хвостик,
есть и шейка, есть и носик.
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Затем выполнить тоже левой рукой).
«Овечки»:
У овечек на шубках колечки. (Каждым пальцем обеих рук сделать в воздухе колечко).
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собаки лохматые. (Пальцами обеих рук показать собак).
Что виляют хвостами лохматыми. (Кистями помахать как хвостиками).
А пастух на пригорке у дерева
на свирели играет затейливо. (Гору изобразить руками, затем пальцами обеих рук).
Быстро бегают ловкие пальчики. (Пальцами обеих рук играть на воображаемой свирели)
На полянке цветут одуванчики. (Обеими руками изобразить цветок). Колокольчик под ветром колышется. (Покачать кистями рук).
Нам мелодия чудная слышится. (Кисть правой, а затем левой руки прижать к уху, прислушаться).
«Кошка»: А у кошки ушки на макушке,
чтобы слышать мышь в своей норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).
«Лошадка»: У лошадки вьётся грива,
бьёт копытами игриво. (Правая ладонь на ребро от себя, большой палец вверх. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя гриву. Большой палец вверх. Два больших пальца – «уши»).
«Коза»: У козы торчат рога, может забодать она. (Ладонь тыльной стороной вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим.)
«Игра»: От топота копыт пыль по полю летит. (Ладонями поочередно ударяют о край стола то внутренней то тыльной стороной.)