Ирина Гринева
Картотека творческих речевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – привычный и любимый вид деятельности для детей дошкольного возраста. Творческая речевая игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к слову, помогает высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, сочинять и фантазировать.
“Буквы вокруг меня”
Педагог просит ребят оглядеться в помещении и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.
(А – азбука, Б – бинт, В – вешалка, Г – газета)
“Картина”
Публикация «Картотека творческих речевых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Рассмотрев картину художника, взрослый просит найти на картине все предметы на определенную букву.
“Портреты букв”
Дети рассматривают буквы и рассказывают на кого или на что похожа та или иная буква.
(Л – крыша, Ф – бабочка)
“Замените букву”
Педагог предлагает детям заменить в словах одну букву, чтобы образовать новые слова.
(мука - муха, стол – стул, мак – рак)
“Волшебный домик”
Педагог прикрепляет к доске домик, уда в пустые окошки вписывает буквы. Дети должны отгадать, какие слова живут в этом домике.
(л, к, у, ж, а - лужа, жук, лук, уж, лак)
“Добавь букву”
К предложенным взрослым согласным дети подбирают гласные и составляют слова.
(М Г З Н - магазин)
“Составь слова”
Педагог записывает слово, из букв которого детям нужно как можно больше составить новых слов.
(ТОПОР - ропот, рот, порт, пот)
“Слоговые цепочки”
Взрослый произносит первый слог: «МА» Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук:
(МА – МО – МИ – МУ)
“Только веселые слова”
Педагог определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.
(“зеленые слово” - огурец, яблоко, лист)
“Слова – мячики”
Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово. Ребенок возвращает мяч и произносит слово с противоположным значением.
(горький - сладкий).
Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.
“Телеграмма”
Педагог пишет слово и просит детей придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.
(СУМКА - Сегодня Убежал Медведь! Караул! Администрация)
“Узнай меня”
Педагог раздает детям предметные картинки. Они должны по очереди указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и так далее, не называя сам предмет. Остальные угадывают о чем шла речь.
“Что такое хорошо и что такое плохо”
Педагог делит ребят на 2 команды, показывает детям рисунок. Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош, а другая – недостатки (это плохо).
“Сто вопросов — сто ответов”
Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука.
(Как тебя зовут? - Иван)
“Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова”
Ведущий говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую. Затем педагог поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
(СА – ша, СА – ни, СА – хар)
“Звучащие игрушки”
Ведущий вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог.
“Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй”
Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
(МАК – 3)
“Встречу слово на дороге — разобью его на слоги”
Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.
(машина - МА-ШИ-НА, 3слога)
“Слово это изменяй, изменяя - удлиняй”
Ведущий бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, удлиняя.
(мяч - мячик)
“Волшебная корзинка”
Дети сидят в кругу. Педагог держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает и т. д.
(театр - занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт)
“Вкусные слова”
Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т. д.
“Сочини предложение”
Дети распределяются на несколько команд, получают по 2-3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.
“Сочини сказку”
Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький зайчик…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.
“Вопрос – ответ”
Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т. д.
“Моя сказка”
Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя
“Похожий хвостик”
Дети распределяются на группы (2 – 3, каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму - слова с похожими «хвостиками».
(ватрушка - лягушка, подушка, старушка, кукушка)