Сугак Анастасия
Картотеки для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1) «Сказка про язычок»
Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке, вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
Набегался, стал прыгать (цокать).
А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлё пать губами: пя-пя-пя).
2) «Сдуй ватку с ладошки»
Публикация «Картотеки для детей среднего возраста» размещена в разделах
Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
3) «Рыбка шевелит губами».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
4) «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
5) «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).
6) «Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
7) «Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
8) «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
9) «Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
10) «Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
11) «Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик) и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
12) «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
13) «Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
14) «Паровозик свистит»
Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.
Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Пузырек засвистит.
Комплекс № 1 «Веселые котята»
1. "Потягивание котят". И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание руками и
ногами, напрягая мышцы (4-5 раз).
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Наши глазки улыбнулись.
Лапки потянулись.
Они тоже ведь проснулись.
2. "Покажем наши лапки". И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты на
правый, левый бока (по 2 раза на каждую сторону).
Уж ты, котенька, коток,
Повернись - ка, на бочок!
3. "Кошечка". И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину (4- 5 раз).
Вот и кошечка проснулась.
Всем котятам улыбнулась.
Комплекс № 2 «Детки резвятся»
1. «Щенки резвятся».
- И. П. –лежа на спине.
- Поднять руки и ноги — вдох, опустить руки и ноги — выдох.
- Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх — выдох; то же левой ногой и рукой.
- Руки вверху, перекатывание на правый бок, затем — на левый.
2. «Котята резвятся».
- И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину.
- На четвереньках: отвести правую руку через сторону вверх, то же левой.
3.«Рыбки резвятся».
- На животе: «плаваем».
- Лежа на животе приподнять туловище, руки за голову.
Комплекс № 3 «Разминка в постели (без подушек)»
1. «Разбудим глазки».
И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища.
Поморгать глазками, открывая и закрывая их.
2. «Потягушки».
И. п. - лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться
и сделать вдох. Вернуться в и. п. -выдох.
3. «Посмотри на дружочка».
И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуть в и. п. так же влево.
Комплекс № 4 «Разбудим глазки».
1. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их.
2. «Потягушки».
И. п. - лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться
и сделать вдох. Вернуться в и. п. - выдох.
3. «Разбудим ручки».
И. п. - лёжа на спине, руки вверху. Движения кистями вправо- влево.
4. «Постучим по коленочкам».
И. п. - сидя ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленям
произнося «тук- тук- тук». Вернуться в и. п.
Комплекс № 5 «Сильные ножки».
1. И. п. - сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу согнутую в колене. Вернуться в и. п. То же левой ногой.
2. Ходьба на носках в чередовании с обычной ходьбой.
3. И. п. - сидя на стуле, ноги стоят на полу. Поднять носки стоп и опустить.
4. И. п. - то же. Поднять пятки стоп и опустить.
Комплекс № 6
Комплекс музыкально – ритмических упражнений (в группе).
«Чунга – чанга» под музыку В. Шаинского
1. И. п. - стоя ноги вместе, руки внизу. Руки через стороны вверх, хлопок над голо вой с полуприседом.
2. И. п. – стоя руки на поясе. Повороты туловища в правую и левую сторону с полуприседом.
3. И. п. - стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.
8. И. п. – стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, вернуться в и. п. То же
влево.
Комплекс № 7 "Со здоровьем я дружу, закалённым быть хочу"
1) И. п. : лёжа на спине. Потянуться, напрягая мышцы, расслабиться (3-4р.).
2) И. п. : лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох (3-4р.).
3) И. п. : лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками и выпрямиться. (3-4р.).
Комплекс № 9 «Весёлые жуки»
Включается спокойная мелодичная классическая музыка, чуть слышно. Воспитатель с игрушкой в руках будет детей, касаясь каждого
Мы проснулись, улыбнулись посильнее потянулись.
Первый разик на спине, а потом на животе.
На бочок перевернулись и еще раз потянулись.
И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.
Лягте на спинку и продолжаем,
Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем
Правую ножку поднимем потянем носочек
Тихонько опускаем
В это время дети потягиваются, вытягивают ноги и руки до упора, расслабляют мышцы.
Комплекс № 10 «Колобок»
Дети просыпаются под звучание спокойной музыки.
1. Проснись дружок, и улыбнись от души ты потянись
С боку на бок повернись колобком ты окажись!
2. Упражнение потягивание. Ножки мы подняли на педали встали
Быстрей педали я кручу, и качу, качу, качу. И. п. : лёжа на спине.
3. И. п. : стоя у кровати, руки вдоль туловища. Ходьба на месте, потом бег на месте.
1) «Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
2) «Строим дом»
Строим дом, строим дом стучим кулачками друг об друга
С большой дверью и окном
Добрались до крыши. Чья же крыша выше? складываем руки на головой «домиком»
Прорубили мы окошко, для меня и для кошки. показываем квадрат в воздухе, для себя большой, для кошки маленький.
Дверь большая для людей, маленькая для мышей. показываем прямоугольник для себя большой, для мышей маленький.
Будем дружно в доме жить, будет пес дом сторожить. хлопаем в ладоши.
3) «Осень»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
4) «Веселые пальчики»
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
5) «Листопад»
Листопад, листопад! Руки поднять вверх.
Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.
То-то радость для ребят!
6) «Осень»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
7) «Соберу грибы»
Я корзину в лес беру, там грибы я соберу. сжимаем кулочки
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь - загибаем пальчики поочередно
Не играют в прятки пусть! грозим пальчиком
Рыжики, волнушки загибаем пальчики
Найду я на опушке. крутим большим пальцем
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой. руками над головой показываем круг
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу! грозим пальцем
8) «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять хлопаем себя ладошками, по ножкам
Свежей травки пощипать щиплем свои ножки
А за ней цыплятки желтые ребятки кончиками пальцев «идем» по своим ножкам
«Ко-ко Ко-ко, не ходите далеко грозим пальчиком
Лапками гребите, зернышки ищите» гребем руками по ножкам, «клюем» по ладошке
Сьели толстого жука, дождевого червяка показываем толстый и длинный
Выпили водицы целое корытце руками показываем кортце и «пьем»
9) «Ладошки»
Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки изображаем, как мы моем ножки
Ах, какие ладушки, ладушки – ладошки крутим ладошками
Наварили кашки, помешали ложкой пальчик крутим по ладошке
Ах, какие ладушки, ладушки – ладошки крутим ладошками
Курочке Пеструшке покрошили крошки показываем действие
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки крутим ладошками
Пожалели птичку, погрозили кошке грозим пальчиком, гладим
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки крутим ладошками
Строили ладошки, домик для матрешки стучим кулачками
Ах, какие ладушки, ладушки – ладошки крутим ладошками
Хлопали ладошки, танцевали ножки хлопаем ладошками, топаем ножкой
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки крутим ладошками
Прилегли ладошки, отдохнуть немножко ладошки ложатся спать под щеку
Ах, какие ладушки, ладушки – ладошки крутим ладошками
10) «На полянке.»
На полянке стоит дом
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
Всем вас в гости приглашаем
Стол стоит на толстой ножке
Рядом стульчик у окошка
Два боченка под столом, вот такой мы видим дом
К