Татьяна Гоманенко
Каталог дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кто кого ест?»
Цель: развивать логическое мышление, речь, умение составлять и объяснять пищевые связи.
Ход: Для игры воспитатель готовит наборы карточек с изображениями разных растений и животных, например: трава – заяц – волк; рачки – рыба – тюлень – белый медведь; еловая шишка – белка – куница; растение (нектар) – бабочка – лягушка – цапля и т. д.
Воспитатель раздает карточки детям (карточки можно заменить бумажными коронами с соответствующими рисунками). Ребята выстраиваются друг за другом так, чтобы получилась пищевая цепочка, и объясняют, почему она должна быть именно такой.
ІІ вариант
Публикация «Каталог дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
Дети получают карточки с «участниками» двух (трех) пищевых цепочек. В этом случае они должны разделить карточки и составить две (три) цепочки. Можно спросить ребят, как, по их мнению, человек способен повлиять на цепочку. Если в игре принимают участие две команды, они могут составлять две одинаковые цепочки, соревнуясь, кто это сделает быстрее и лучше объяснит свои действия.
Игра «Кто летает?»
Цель: развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия, способности к анализу и синтезу.
Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и говорит: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «летает». Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Например, варианты слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.
Игра «Найди общее»
Цель: развивать логическое мышление, формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов.
Ход: Воспитатель предлагает назвать как можно больше общих признаков двух предметов (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задача педагога – распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами.
Игра «Исключение лишнего слова»
Цель: развитие способности устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
Ход: Воспитатель предлагает детям три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.
Задача педагога – стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и заканчивая самыми неожиданными.
Игра «Найди такой же»
Цель: развитие умения выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, способности классифицировать явления по их признакам.
Ход: Воспитатель просит детей назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка – все они летают; вертолет, автобус, поезд – это транспортные средства).
Игра «Угадай по запаху»
Цель: развитие осязательных ощущений, интереса к окружающему миру.
Ход: Воспитатель завязывает ребенку глаза и преподносит на блюдце поочередно разнообразные фрукты и овощи, например, апельсин, яблоко, лимон, лук, свекла, морковь и т. д. Ребенок по запаху определяет, что это за овощ или фрукт и называет его.
Игры с прищепками.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, логического мышления, воображения.
Атрибуты: прищепки зелёного, жёлтого, серого, оранжевого, чёрного цвета. Прищепки с профилем яблок, ананаса, кукурузы, рыбок. Картинки с изображением моркови, яблони, ёжика, божьей коровки, петуха, солнца, подсолнуха,куста ананаса, стебель кукурузы,аквариум.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку взять одну картинку и ответить чего на ней не хватает. Затем предлагается взять соответствующую прищепку и прикрепить её к картинке.
Д. \и. «Где, чей домик»
Цель: Закрепить знания детей о жилищах животных. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Атрибуты: спичечные коробки – наклеить с внешней стороны коробков домик животного, а внутри коробка картинки с животными.
Ход игры: показываем ребёнку верхнюю часть коробка на которой изображён чей-либо домик. Ребёнок должен найти коробочку на которой изображено подходящее животное и поместить его в свой домик.
Д\и. «Кто, что ест»
Цель: Расширить знания детей о пище разных животных, воспитывать умение самостоятельно мыслить. Развивать логическое мышление, память.
Атрибуты: круг с изображением разных видов пищи, прищепки с приклеенными на них мордочками животных.
Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи.
Д\и. «Составь картинку»
Цель: Развивать способности из разрезной картинки составить целую, умение копировать образец. Воспитывать умение самостоятельно мыслить. Закрепить умение узнавать и называть диких и домашних животных.
Атрибуты:4 целых картинки с изображением коровы,белки,зайца, лисы. Разрезанные на 6частей картинки с изображением коровы, белки. лисы, зайца.
Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать из разрезных картинок –целую, обращая внимания на образец. Затем спрашивает: какое животное лишнее и почему.
Д\и. «Кому, что нужно»
Цель: Упражнять детей в умении узнавать и называть предметы необходимые людям определённой профессии. Развивать речь, память, логическое мышление мелкую моторику.
Атрибуты: деревянная досточка, картинки с изображениями людей разных профессий и картинки с изображением предметов необходимые для той или иной профессии, возле каждой картинки вставлены силовые кнопки, цветные резинки.
Ход игры: воспитатель просит назвать изображённые профессии и соединить при помощи резинки предметы необходимые людям определённой профессии. Во время игры ребёнок обосновывает свои ответы.
Д\и. «Овощи-фрукты»
Цель: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: в огороде на грядке в саду на дереве. Уметь узнавать и различать овощи и фрукты. Формировать умение правильно выражать свои мысли.
Атрибуты: маленькие карточки с изображением овощей и фруктов, две корзинки.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением овощей и фруктов, показывает две корзинки и предлагает в одну корзинку положить овощи, а в другую фрукты. Дети рассматривают картинки и раскладывают их по корзинкам.
Д\и. «Для какого времени года эта картинка»
Цель: Уточнить представления детей о временах года, упражнять в умении соотносить предметы с подходящим временем года. Развивать речь, формировать умение правильно выражать свои мысли.
Атрибуты: 4 большие карточки с изображением времён года – зима, весна, лето, осень. Маленькие карточки с изображением вещей и предметов к разному времени года (карточки вырезаны в виде пчелиных сот)
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе маленькие карточки с изображением вещей и предметов к разному времени года. Ребёнку предлагается положить на большие карточки предметы и вещи подходящие к каждому времени года. Когда ребёнок закончит задание, воспитатель просит назвать предметы и вещи подходящие к зиме,весне,лету, осени.
Д\и. «Охотник и пастух»
Цель: Упражнять детей в группировке диких и домашних животных. Учить правильно пользоваться обобщающими словами: дикие животные, домашние животные. Воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Атрибуты: Два панно-на одном пастух на поляне, на другом охотник в лесу. Картинки на липучках с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Воспитатель вывешивает два панно. Сегодня у нас новая игра, называется она «Охотник и пастух». Кто такой пастух? Кто такой охотник? Назовите диких животных, почему они называются дикими. Назовите домашних животных, почему они называются домашними. Воспитатель выбирает двоих детей. Один пастух, другой охотник. Объясняет правила: на этом панно справа-луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны – лес, там живут дикие животные. По сигналу «Ищи
те» дети берут и ставят картинки с изображением животных на соответствующее панно. Дети следят за игроками. Если кто-то ошибается, значит, он плохой пастух или охотник.
Д\и. «Кто, чем питается»
Цель: Закрепить знания детей о пище диких и домашних животных. Формировать умение правильно выражать свои мысли. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Атрибуты: Два больших панно с картинками диких и домашних животных с просверленными отверстиями под ними, маленькие картинки с изображениями пищи диких и домашних животных с отверстиями под шнуровку, шнурки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать чем питаются дикие и домашние животные. Затем просит детей накормить каждое животное (дети берут картинку с пищей, продевают в отверстие шнурок и продевают картинку к соответствующему животному).
Д\и. «Кто, где живёт»
Цель: Уточнить знания детей о диких и домашних животных,условиях их обитания. Упражнять в умении узнавать и называть животных на предметных картинках. Развивать речь, делать правильные выводы.
Атрибуты: Две верёвки, прищепки, картинка с изображением леса, картинка с изображением деревенского дома, картинки с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Натягиваются две верёвки, на одну крепится изображение леса, на другую деревенского дома. Разложены картинки с животными, прищепки. Воспитатель спрашивает, где живут дикие и домашние животные. Затем предлагает детям взять картинку, назвать животное и с помощью прищепки прикрепить на верёвку с соответствующей картинкой.
Д\и. «Дикие и домашние животные»
Цель: Познакомить детей с дикими и домашними животными, местом их обитания. Упражнять в умении классифицировать домашних и диких животных,называть их сходства и различия. Развивать речь, уметь правильно выражать свои мысли.
Атрибуты: Два макета – по бортам одного изображение леса, на другом изображение придворного участка, внутри наклеены липучки, картонные фигурки диких и домашних животных на подошве которых наклеена липучка.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать диких и домашних животных, место их обитания, назвать их сходства и различия. Затем предлагается взять животное и поместить его по месту обитания.