Овчарова Лариса
Конспект занятия «Казачьи промыслы. Пчеловодство»
▼ Скачать + Заказать документы
Казачьи промыслы (пчеловодство).
Цель:Продолжать расширять представления детей о жизни казаков; уточнить их представления о казачьих промыслах (пчеловодстве); о полезных свойствах мёда.
Воспитывать интерес к истории казачьего края; любовь к родному краю; чувство гордости за то, что они родились и живут на Донской земле.
Словарная работа: пасека, улик (улей,нектар.
Материал: иллюстрации с изображением пасеки, улья, пчел;
шапочки пчёл, медведя, обручи; мёд; фонозапись казачьих песен.
Публикация «Конспект занятия „Казачьи промыслы, Пчеловодство“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход занятия.
Игровая ситуация.
Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришёл Винни - Пух с корзинкой в лапах. Мишка здоровается с детьми и сообщает им о цели своего посещения.
1. Вводная беседа.
В. -П. : Ребята, вы знаете как я люблю мёд?
Конечно, знаете - это моя главная забота в жизни. Всю прошедшую зиму я выяснял,что такое мё д: читал книги, подслушивал возле ульев, жужжат, разговаривал с пчеловодами.
Теперь я многое знаю и хочу вам кое-что про мёд рассказать.
А вы знаете почему я пришёл именно к вам?
В каком крае вы живете? (ответы детей).
Я узнал, что ещё издавна казаки (ваши предки) занимались
пчеловодством, производили полезный и ароматный мёд.
Что вы мне можете рассказать о казаках? О их занятиях?
(ответы детей).
Сегодня мы ещё познакомимся с одним видом их деятельности.
Это - пчеловодство.
2. Беседа с применением наглядности (изображение
пчеловода, пасеки, улья, пчёл).
- Как вы думаете, казаки давно научились заниматься
разведением пчёл? (ответы детей).
-Почему казаки стали заниматься пчеловодством? (ответы
детей).
- Правильно. Природа наделила казачью землю благоприятным климатом и изобилием. наши предки говорили: «Кормит нас, молодцов, Бог : подобно птицам, мы не сеем и не собираем хлеб в житницах, но всегда сыты».
И в самом деле, леса и степи Дона изобиловали древесными плодами, вкусными ягодами съедобными кореньями. В дуплах вековых деревьев рои трудолюбивых пчёл заботливо копили богатые запасы целебно-душистого мёда. Сначала казаки, заметив вкусовые и целебные качества мёда, научились добывать его у диких пчёл, а позже уже самостоятельно разводили пчёл.
- Как же называют человека, который занимается разведением пчёл? (пчеловод).
- Верно. Вот давайте посмотрим иллюстрации. (Рассматривание иллюстраций).
-Во что одет пчеловод?
-Почему его лицо закрыто сеткой?
-Что на руках?
-Почему он так одет (Его одежда помогает ему защититься от укуса пчёл).
Пчеловоды очень любят своих пчёл, они даже не бояться укуса пчелы. Они заботятся о своих пчёлах.
-А кто знает и может рассказать, как пчеловоды заботятся о пчёлах (Строят им домики (улья, вывозят своих пчёл на луга и поля, где много цветущих растений, потому что травы и их аромат, цветы - это пища для насекомых. Пчёлы питаются соком цветков -нектаром. Потом из этого сока у пчёл получается мёд. Казаки такие домики- улья называли улики.
3. Подвижная игра Медведь и пчёлы.
Играющие выбирают медведя, он уходит в лес. Для игроков обозначаются домики - улья (обручи).Дети-пчёлы летают по площадке в вдалеке от домиков и подражают жужжанию пчёл. В одном из домиков прячется любой предмет, обозначающий мёд.
Задача медведя незаметно для пчёл пробраться в улик и забрать мёд.
Пчёлы медведя не должны пустить. Они мешают ему пробраться в домик, жалят.
Игра заканчивается, если медведю удается украсть мёд.
4. Исследовательская работа.
Давайте и мы с вами познакомимся с мёдом. Вот, нам его принёс Пух.
Сначала все смотрят, какого он цвета, нюхают и наслаждаются ароматом. Затем мишка дает каждому ложечку мёда, дети пробуют угощенье, говорят о вкусовых ощущениях.
Мёд очень полезный, его необходимо есть всем, но понемногу.
-А когда вы болеете, мама даёт вам горячий чай с мёдом?
-А почему? (ответы детей).
5. Рассказ воспитателя об использовании мёда.
Наши с вами предки, казаки, употребляли мё д и для лечения: если горло заболело - полоскали его тёплой водой с мёдом; если насморк - клали маленькие кусочки мёда в нос. Но лучше всего мёд лечит, когда его едят. В нём много полезных витаминов и др. полезных веществ.
Казаки использовали мё д и для приготовления различных блюд:
Делали блины с медом, варили взвар и вместо сахара использовали мёд.
Особенно ценился у казаков за крепость и отменный вкус тройной касильчатый мёд. В дни гуляний молодые казачки разливали в серебряные чары сладкий меди с поклоном подавали его гостям. Проходящих мимо них казаков казачки с поклоном приглашали: Подойди, родненький к нам! и потчевали их мёдом. Весьма польщённые вниманием, казаки, обычно, кланялись и клали на поднос горсть монет, и приглашали казачек на гуляние.
6. Обыгрывание ситуации.
Под звучащую фонограмму казачьих песен дети разыгрывают сценку: девочки разливают мёд и угощают казаков-мальчиков низко кланяясь. Казаки-мальчики пробуют мёд, благодарят за угощенье и приглашают девочек-казачек прогуляться под музыку.
7. Итог.
-Что нового вы узнали из жизни казаков?
- Что позволяло казакам заниматься пчеловодством?
-Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?