Папки-передвижки

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Татьяна Эзбренер
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Проект по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников.

Раздел «Слушание музыки».

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема проекта:

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Актуальность.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью образовательного процесса является всесторонне развитая личность.

Публикация «Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. [Закон "Об образовании в РФ" 2014] [Глава VII] [Статья 64] Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

ФГОС дошкольного образования целью образовательной области художественно-эстетического развития детей определяет формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы.

Исходя из актуальности данной темы, определяется цель проекта.

Цель проекта.

Удовлетворение художественно-эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов - классиков, взаимосвязь видов искусства. Актуализация представлений о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Создание условий для формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития музыкальной культуры детей, их родителей и воспитателей групп.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи:

1. Обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства.

2. Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке и её особенностях, композиторах, музыкальных жанрах, инструментах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.

3. Развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей. Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности.

4. Способствовать формированию общих знаний о музыке.

5. Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, мышления детей, повышения их музыкальной культуры, уровня развития.

6. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в музыкальном образовании детей. Определить формы сотрудничества с семьёй, исходя из социального статуса, педагогического опыта родителей, заинтересованности в жизни дошкольного учреждения.

Основные формы реализации проекта:

• интегрированные занятия,

• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,

• тематические беседы,

• продуктивная деятельность,

• музыкальные гостиные,

• встречи с родителями,

• встречи с учениками музыкальной школы.

ФГОС определяет целевые ориентиры по художественно-эстетическому развитию на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Результаты реализации проекта:

1. Созданы условия, направленные на формирование музыкальности детей в процессе интеграции видов музыкальной деятельности.

2. Организована работа «Музыкальной гостиной» по восприятию классической музыки и знакомству с творчеством композиторов-классиков.

3. Определены формы работы с педагогами и родителями по музыкальному развитию дошкольников.

Учитывая выше сказанное, настоящий проект определяет целевые ориентиры на этапе завершения:

• Сформирована музыкальная компетентность дошкольника.

• Сформирован запас музыкальных впечатлений. Ребёнок охотно слушает музыку и говорит о ней.

• Самостоятельно определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш).

• Знает состав симфонического оркестра. Выделяет тембры солирующих музыкальных инструментов в оркестре.

Педагогические условия реализации проекта:

Настоящий проект может быть успешно реализован при соблюдении следующих педагогических условий:

- использование современных педагогических технологий (технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, технология формирования художественного образа, технология развития музыкальных способностей).

- интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

- создание эстетической развивающей среды.

- создание полихудожественной образовательной среды.

- организация работы с семьёй по формированию музыкальной компетентности.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…».

Д. Шостакович.

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой особенно успешно они произрастают».

Г. Нейгауз.

Основные направления реализации проекта:

1. Определить критерии уровня музыкального развития детей.

2. Разработать перспективно - тематические планы по слушанию-восприятию классической музыки.

3. Разработать серию музыкально-тематических занятий для детей.

4. Изготовить музыкально-дидактические пособия для занятий.

5. Разработать тематический план работы салона «Музыкальная гостиная».

6. Разработать и провести консультации для педагогов.

7. Разработать и провести консультации для родителей.

8. Провести мониторинг основ музыкальной компетентности детей.

Этапы реализации проекта.

I этап. (подготовительный)

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы по теме проекта.

2. Определение целей и задач проекта.

3. Изучение компетентности родителей по теме проекта.

4. Разработка плана мероприятий по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

II этап. (практический)

Создание условий для реализации проекта:

1. Пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.

2. Планирование работы воспитателей с детьми.

3. Организация дополнительного музыкального образования детей – встречи в «Музыкальной гостиной».

4. Накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

5. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

6. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

III этап. (обобщающий)

1. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

2. Презентация проекта.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах — разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. А её необходимо прививать детям начиная с раннего возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно - речевому и художественно.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 28 октября 2014 в 21:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД