Наталья Аликина
Клуб любящих родителей «Учусь быть родителем»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Учусь быть родителем»
Актуальность:
«Надо сделать так, чтобы детский сад
не подменял родителей, не отторгал их
детей, а соединял их друг с другом, давал
возможность для их богатого и тонкого
взаимодействия».
Семья занимает центральное место в формировании личности ребёнка. Именно в семье ребёнок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Но очень часто, сталкиваясь с трудностями в воспитании своих чад, родители нуждаются в профессиональном содействии и поддержке специалистов образовательного учреждения. Чем старше становится ребёнок, тем более необходим взрослому новый источник информации.
Публикация «Клуб любящих родителей „Учусь быть родителем“» размещена в разделах
При тесном контакте с взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребёнком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Очень важно, осознание родителями того, что помимо безусловной любви к ребёнку, необходимы знания его основных возрастных особенностей, правил семейного воспитания и умение выяснить и понять причины возникновения тех или иных проблем общения с ним. Обеспечение родителей необходимыми знаниями и умениями взаимодействия с ребёнком является одной из основных задач работы ДОУ с родителями. Многолетняя практика убеждает, что методы нравоучений и «сухих лекций» весьма неэффективны в работе по семейному воспитанию. В этой связи возникает необходимость поиска новых форм и методов работы с семьёй.
«Родительский клуб» наиболее подходящая для этого форма работы. Дискуссии, ролевые игры, творческие задания способствуют формированию активной родительской позиции и позволяют установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Проблемы решению, которых будет способствовать проект:
• Педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
• Неумение взрослых слушать ребёнка и быть внимательным к нему;
• Нежелание менять свои эгоистические позиции в вопросах воспитания;
• Нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребёнка;
• Сложности построения взаимоотношений участников педагогического процесса.
Сфера использования: дошкольные образовательные учреждения.
Круг пользователей: работники дошкольных образовательных учреждений.
Цель проекта: Укрепление детско – родительских отношений по средствам расширения потребности родителей в психолого – педагогическом образовании и поддержке.
Задачи:
• Способствовать повышению психолого - педагогической культуры родителей;
• Развивать умение всесторонне изучить проблему и понимать мотивы поведения ребёнка;
• Оказать профессиональную психолого – педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребёнком;
• Способствовать расширению личного арсенала средств взаимодействия с ребёнком;
• Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;
Новизна проекта:
1. Возможность охвата родителей всех возрастных групп ДОУ путем цикличности занятий и распределения тем по возрастам.
2. Планирование и работа Клуба осуществляется с учетом запроса и особенностей структуры семьи в целом.
3. Использование в работе с родителями метода моделирования проблемных ситуаций.
Содержание проекта:
Работа клуба «Учусь быть родителем» организовывалась по трём этапам.
На подготовительном этапе были определены потребности родителей в помощи специалистов и интересующая их тематика встреч, изучены и выявлены социально – психолого – педагогические проблемы в семьях и дифференцированы в соответствии с возрастом детей.
Для изучения и выявления проблемных ситуаций использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование родителей, тестирование, проектные рисуночные методики.
На организационном этапе была сформирована нормативно – правовая база, состоящая из Положения о клубе «Учусь быть родителем», перспективного планирования работы Клуба,а так же был утверждён график проведения встреч.
Данный этап оснащался методическим сопровождением: разрабатывались конспекты занятий, подбирался стимульный материал.
В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования. Заседания проводятся один раз в месяц. Время проведения – 1 – 1,5 часа.
Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребёнка, тем самым обогащая свой жизненный опыт. И как следствие они:
• Учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребёнка;
• Имеют адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
• Расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребёнком,
• Получают профессиональную психолого – педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребёнком.
На заседаниях Клуба используются следующие методы:
- Дискуссия – способствует повышению психолого – педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребёнком;
- Игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
- Совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребёнка;
- Обсуждение и розыгрывание ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
- Обучающий эксперимент – помогает родителям применить полученные знания на практике;
- Анализ поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
- Анализ типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причину ухода родителей от решения проблем;
- Анализ ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в свершении тех или иных действий;
- Анализ видео и аудиоматериала – позволяет со стороны увидеть или услышать способ взаимодействия с ребёнком, провести самоанализ.
В рамках клуба проходят семинары, деловые игры. Для коррекции детско – родительских отношений организуются тренинги, игровые практикумы, практические занятия совместно с детьми.
Работа осуществляется по блокам, а заявленные темы распределены по возрастам….
1 – й блок - ранний возраст(1,5 – 2 года).
2 – й блок - младший и средний возраст (3 – 4 года)
3 – й блок - старший возраст (5 – 7 лет)
Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом.
Первый блок занятий способствует укреплению молодой семьи, улучшению внутрисемейных отношений, даёт представления о законодательной основе и функциональных обязанностях взрослых членов семьи.
Ребёнок растёт, начинает активно общаться, и у родителей появляются вопросы : «Как построить общение с малышом? Как оградить его от нежелательного влияния? Как его понять?» Занятия второго блока направлены на решение этой проблемы.
Общение ребёнка не ограничивается общением с родителями. Приходя в дошкольное учреждение, он становится существом социальным. Появляются первые трудности, конфликты. Как помочь ребёнку стать уверенным, справедливым? И наконец, впереди школьная жизнь. Как подготовиться к ней? Когда начинать воспитывать самостоятельность и ответственность? Занятия третьего, завершающего блока, помогают найти ответы на данные вопросы, направлены на обобщение полученных знаний,на подготовку родителей к новой социальной роли – «родитель школьника».
В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации.
О мероприятиях, проводящихся в рамках Клуба, можно узнать из газеты «Новости из Ромашкова». Наибольшей популярностью пользуется страничка «Шпаргалки для родителей», которая представляет собой советы – подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей : «Роль отца в воспитании ребёнка», «Тревожные дети», «Агрессивность дошкольников» и др.
Информация о работе Клуба, основные его задачи, содержание и принципы деятельности представлены на специально оформленном стенде Клуба «Учусь быть родителем».
Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются пригласительные билеты.
Срок реализации проекта: один год.
Предполагаемый результат:
• Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания ребёнка;
• Сформированность адекватного представления о детских потребностях и возможностях;
• Наличие богатого личного арсенала средств и способов взаимодействия с ребенком;
• Сформированность у взрослых умения слушать ребёнка и быть внимательным к нему;
• Гармонизация взаимоотношений ребёнок – взрослый.
Сфера использования: дошкольные образовательные учреждения.
Круг пользователей: работники дошкольных образовательных учреждений.