Надежда Десинова
«Речь на кончиках пальцев». Клуб «Мамина школа» для родителей младших групп
▼ Скачать + Заказать документы
В том человека украшенье
И честь, живущая века,
Что сердцем чувствует он значенье
Того, что делает рука
Шиллер
В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следовательно, учиться и постигать.
Публикация «„Речь на кончиках пальцев“, Клуб „Мамина школа“ для родителей младших групп» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи (слайд 1).
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руке к письму (слайд №2).
Японская методика пальцевого массажа.
Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с двухлетнего возраста. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца повышает активность мозга;
массаж указательного пальца улучшает работу желудка и поджелудочной железы;
массаж среднего пальца стимулирует печень;
массаж безымянного пальца стимулирует половую сферу и нервную систему;
массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение;
массаж ладони улучшает работу кишечника
Массаж пальцев, начиная с большого пальца и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию (слайд 3).
При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы: игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности; постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого упражнения до разыгрывания сценок, сказок.
Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков, одновременно стимулируем речевую активность, а значит развиваем интеллектуальные способности ребенка. Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, бусами, прищепками, проволокой и т. д. (слайд 4).
Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Можно рекомендовать следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание. Можно сочетать пальчиковую гимнастику с массажем и самомассажем кистей и пальцев рук.
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками
Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу, вправо-влево – как хочу (слайд №5).
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Наши дети с большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала: мячики с шипами, резиновые эспандеры, резинки для волос, шнурки, карандаши, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зубные щетки, бусы, веревки с узелками (слайд №6).
Су-джок терапия
• Нормализация мышечного тонуса.
• Опосредованная стимуляция речевых областей в коре головного мозга
Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, лепкой, рисованием, конструированием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка (слайд №7, практическая деятельность).
Массаж трехгранными и шестигранными карандашами
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Карандаш в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
быть послушным научу (слайд №8).
Игры в «сухом бассейне» способствуют:
• нормализации мышечного тонуса;
• стимуляции тактильных ощущений;
• увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
• формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку (слайд №9).
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики (слайд №10).
«Пальчиковый театр» активизирует речевое общение и эмоциональную отзывчивость на педагогическое воздействие (слайд №11).
Игры дома:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру (слайд 12)
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий, используются ими затем в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т. е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения.
В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их речевое и интеллектуальное развитие (слайд №13).