Ирина Дерипасова
Клуб общения «Женская гостиная» (открытая форма работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы.
Ребенок – инвалид представляет для родителей чрезвычайно сильный психотравмирующий стрессор.
Процесс переживания от состояния растерянности и горя до осознания прошедшего и принятие его сопровождается значимой изменчивостью психологической адаптации, которая затягивается порой на годы Качественные изменения адаптации, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на нескольких уровнях.
Психологический уровень. Матери детей с ограниченными
Публикация «Клуб общения „Женская гостиная“ (открытая форма работы)» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
возможностями здоровья имеют личностные нарушения, выражающиеся в эмоциональной лабильности, тревожности, агрессивности. Вследствие того, что рождение больного ребенка, его воспитание, обучение, общение с ним, является длительными патогенно воздействующими факторами травмирующими психику матери.
Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с особыми потребностями, часто превышают уровень
переносимых психологических нагрузок, что проявляется в виде психосоматических, астенических и вегетативных расстройствах.
Социальный уровень. Наличие физических, психологических, социальных и иных барьеров для ребенка с ограниченными возможностями создает условия для малообщительности конкретной семьи, избирательности в контактах, т. е. формируется ограниченный микросоциум, где матери, как правило,оставляют работу и целиком посвящают себя ребенку, уходу за ним, занимаются домашним хозяйством, забывая свои другие роли, считая их второстепенными.
Работая с детьми ОВЗ, их родителями, сталкиваешься с нервозностью, агрессивностью матерей по отношению к своему больному ребенку и другим членам семьи, что мешает работе с детьми. В связи с этим возникает необходимость оказания взаимной поддержке родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, раскрытие потенциала собственного «я», решения проблем и социальной изоляции.
Цель: обеспечение коммуникативного пространства, эмоциональная поддержка, раскрытие потенциала.
Задачи :
- решение проблем социальной изоляции, дефицита общения;
- развитие коммуникативных навыков;
-раскрытие и реализация потенциала собственного «я»;
-обучение методам эмоциональной поддержки детей;
- психологическое просвещение;
- принятие инвалидности ребенка.
Срок реализации программы: 3 месяца
Методы работы : наблюдение, беседа, ролевая игра, тренинговые упражнения,
элементы арт- терапии.
Целевая группа: родители детей с ограниченными возможностями здоровья
5-7 человек
Длительность занятий : 1,5 часа
Структура занятий:
-упражнения - активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
-беседы и обсуждения происходящего, направленные на реализацию потенциала собственного «я».
-упражнения, направленные на обучение методам эмоциональной поддержки.
-упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
-рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи.
Содержание программы:
1) Занятие 1.
Знакомство участников группы.
Упражнение «Знакомство» -- представление собственного имени.
Принятие правил групповой работы.
«Ромашка» -- расширение своего «я».
Рассматривание и обсуждение ролей.
Я - это я;
Я – женщина;
Я – хозяйка;
Я - дочь;
Я- невестка;
Рефлексия.
Занятие 2.
Упражнение «Приветствие»
Упражнение «Комплименты»
Упражнение «Ладошка «представление своих личных качеств.
Беседа «Кто я?»- мать.
Создание скульптуры семьи - сплочение группы.
Исторические аспекты роли матери.
Рефлексия.
Занятие 3.
Игра «Цветок»- как видят меня другие и как вижу я себя сама.
Тренинговое упражнение на развитие свойств и качеств личности
«Выйти тем, у кого…» (выбираем что-то общее у участников группы)
Упражнение «Семейная история»-Фопель стр. 38.
«Кто я?»-хозяйка. -беседа о традициях семьи.
Игра «Прояви смекалку»
Рефлексия.
Занятие 4.
Упражнение «Лучик»-передать друг другу тепло рук с пожеланиями.
Упражнение «Остров»-сплочение группы.
Упражнение «Камень мудрости»-умение слушать других участников группы.
«Кто я?»-невестка.
История Руси-невестки,свекрови, традиции и правила семьи.
Игра «Прояви смекалку»
Рефлексия.
Занятие 5
«Смешное приветствие»-создание эмоционального настроя. Упражнение «Если бы я была…»
«Кто я? - женщина».
Женщины мира. Традиции. Обычаи.
Беседа «Как я выгляжу».
Ролевая игра «Изготовь наряд» (из подручных средств)
Рефлексия
Занятие 7
Упражнение «Небоскреб» - сплочение группы.
«Конфета в бутылке»
Беседа «Я и мой малыш» Что у нас общего.
Игра «Слепой малыш»
Игра «Волшебное дерево»
Рефлексия.
Занятие 8
Упражнения «Мои достоинства»
Упражнение «Атомы»
Упражнение «Пирог»
Беседа «Мои права. Что я значу в этой жизни?»
Герб моей семьи (нарисовать)
«Сад чувств» - приемы саморегуляции.
Рефлексия
Занятие 9
Упражнение «Ты мне нравишься»
Упражнение «Прикосновение»
Упражнение «Я помогаю другим»
Беседа «Достоинства моего ребенка»
Упражнение «Я хороший родитель»
Упражнения «Чемодан в дорогу»
Рефлексия.
Занятие 10.
Упражнение «Поделись с ближним»
Упражнение «Волшебный круг»
Упражнение «Граффити»
Беседа «Умею ли я разрешать конфликты»
Упражнение «Ассоциации»
Упражнение «Разрешение конфликтов»
«Погружение в детство – релаксация.
Рефлексия
Занятие 11
Упражнение «Только вместе»
Упражнение «Мое личное место»
Упражнение «Кинопроба»
Упражнение «Мешочек чувств»
Упражнение «Чемодан»
Рефлексия (что изменилось во мне)
Литература
Как научить детей сотрудничать /К. Фопель; М:2006
Тренинг для подростков Г. И. Макартычева/С-Петербург 2006
Энциклопедия стервы/М. Астрель.
Мастер общения С. Касаткин/С. Петербург, 2002
Психологический тренинг с подростками Л. Анн/М. 2005
Развивающая сказкотерапия/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, С-Петербург,2006
Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка/
С-Петербург,2004
Детская психиатрия/Г. К Ушаков, М: Медицина,1993
Твой психологический клуб /О. Пахомова; М: 2001
Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет / С. В. Коноваленко, М. 2001
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. С. В. Крюкова, М. 2007.
Психология общения. Е. И. Рогов, М. 2001.
Новый нестандартный ребенок. В. Леви. М. 2006.
Энциклопедия стервы/М. Астрель. 2004