Елена Трушникова
Консультация «Ключ к здоровью ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Трушникова Елена Валентиновна,
педагог-психолог МКДОУ
детский сад № 10 «Теремок»
г. Омутнинска Кировской области
Ключ к здоровью ребенка
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Здоровье – это все, но все без здоровья - ничто». Его слова свидетельствуют о том, что здоровье издавна считалось главной ценностью жизни. Сейчас каждый знает о том, что здоровье нужно сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни ребенка.
Публикация «Консультация „Ключ к здоровью ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.
В документах говорится о том, что подрастающее поколение имеет серьезные проблемы со здоровьем. Действительность в нашей стране такова: на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
В Кировской области особенно обращает на себя внимание заболеваемость детей до 1 года жизни (увеличение количества заболеваний с 3372,8 до 3375,7 на 1000 детей). Дети и подростки в Кировской области чаще всего страдают от болезней органов дыхания, простудных, инфекционных и паразитарных заболеваний.
Наше дошкольное образовательное учреждение проблема роста заболеваемости детей также не обходит стороной. За последний 2015-2016 учебный год ухудшились показатели состояния здоровья детей : увеличилось количество детодней, пропущенных по болезни (с 680 до 710 дней, понизился индекс здоровья с 15 % до 10 %.
Государство видит решение проблемы увеличения заболеваемости детей в формировании здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации. Политика здорового образа жизни раскрывается в президентской инициативе «Наша новая школа». По мнению президента России, вопросам оздоровления необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательном учреждении, где дети проводят значительную часть дня. Сохранение, укрепление их физического, психического здоровья напрямую зависит от качества работы педагогов по данной проблеме.
В нашем учреждении проводятся как профилактические, так и оздоровительные мероприятия и процедуры: соблюдение санитарно-гигиенического режима и принципа групповой изоляции детей, гибкий режим дня, соблюдение питьевого режима и режима питания, каникулы, познавательные занятия валеологического характера, мероприятия в течение летней оздоровительной работы. Ежегодно для укрепления иммунитета детей проводится курс витаминизации, одобренный курирующим участковым врачом детской поликлиники, реализуется комплексно-целевая программа «Здоровый малыш», активно проводится работа с родителями. Тем не менее, как было уже отмечено ранее, данные ежегодного анализа состояния здоровья детей и их физического развития свидетельствуют о том, что показатели уровня заболеваемости детей не устойчивы.
Несмотря на очевидность необходимости использования в оздоровительной работе современных здоровьесберегающих технологий, до сих пор имеются существенные препятствия для их внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.
Одним из важнейших условий внедрения современных технологий оздоровления детей является наличие практической и теоретической готовности педагогического коллектива к здоровьесберегающей деятельности. Практика же нашего детского сада показывает, что иногда педагоги действуют в выборе направлений оздоровительной работы по интуиции. На наш взгляд, решением данной проблемы является проведение системы работы по обучению педагогов использованию технологий здоровьесбережения.
С целью развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий нами был разработан проект «Поиск – ключ к здоровью ребенка».
Проект планируется реализовать в четыре этапа:
- 1-й этап – ориентировочно-аналитический ( цель: создание методических, организационных, мотивационных условий для реализации проекта);
- 2-й этап – обучающий ( цель: освоение педагогами теоретических основ здоровьесберегающих технологий и практических умений их использования);
- 3-й этап – продуктивно-практический ( цель: создание в коллективе условий для творческой деятельности педагогов по оздоровлению детей);
- 4-й этап – результативно-контрольный ( цель: анализ результатов реализации проекта).
В процессе реализации проекта предполагается развить умения педагогов, необходимых для построения собственной здоровьесберегающей деятельности, научить вариативному использованию здоровьесберегающих технологий в зависимости от конкретных обстоятельств. Также планируется разработать методические рекомендации по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы ДОУ.
Основная идея реализации проекта состоит в применении интерактивных форм обучения для развития профессиональной компетентности педагогов в применении здоровьесберегающих технологий. Общий принцип привлечения педагогов ДОУ в работу творческих групп будет проходить через продвижение от заинтересованного любопытства к продуктивной сопричастности и к возникновению устойчивого взаимодействия. Для этого педагогом-психологом совместно с творческой группой будут организованы и проведены обучающие семинары-практикумы, тренинги с использованием интерактивных методов обучения. При проведении работы предполагается использование трё х групп заданий для педагогов:
- задания аналитического характера, включающие самостоятельную переработку и систематизацию теоретического материала (аннотирование, сообщения, составление библиографии в соответствии с темой);
- задания репродуктивного характера, способствующие формированию инновационной культуры на уровне практического освоения, овладения ключевыми понятиями и категориями, апробации форм практического внедрения нововведения, постепенно модифицируя их в соответствии с собственными возможностями и способностями (анализ планов, конспектов, проведение занятий, воспроизведение фрагментов занятий);
- задания креативного характера, направленные на творческое освоение здоровьесберегающих технологий (создания самостоятельных разработок, усовершенствование практического материала, переосмысливание его структурно и методически). Причем, на задания креативного характера отводится больший процент всего времени, направленного на обучение.
Ожидаемым результатом деятельности является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их психологическая, теоретическая и практическая готовность к дальнейшей работе с детьми по здоровьесберегающей деятельности. Другим ожидаемым результатом проекта станет понижение уровня заболеваемости детей, повышение индекса здоровья.
Кроме того, в ходе реализации проекта планируется решение следующих задач:
- укрепление взаимосвязи с медицинскими и психологическими службами города для проведения консультаций, семинаров;
- увеличение количества педагогов, активно внедряющих в воспитательно-образовательный процесс технологии здоровьесбережения;
- повышение активности участия педагогов в профессиональных конкурсах городского, районного, областного уровней.
Для изучения, отслеживания результатов будут применены следующие методы:
1. Диагностика профессиональной компетентности педагогов (анкетирование, опросники, составленные на основе следующих методик: «Критериальная характеристика уровней сформированности компетентности здоровья» по И. В. Патрушевой, «Инструментальное обеспечение оценивания методов компетентности педагогов инновационного ДОУ» Г. В. Яковлевой).
2. Анализ состояния здоровья детей.
3. Диагностика физического развития детей.
4. Анализ методических продуктов, полученных в ходе реализации проекта (подпроекты, разработанные педагогами, планы, конспекты мероприятий, публикации и др.)
Таким образом, реализация проекта позволит педагогам сориентироваться в многообразии современных здоровьесберегающих технологий, грамотно их использовать в воспитательно-образовательном процессе, предоставить им возможность выбора, творческого подхода и самореализации, повлияет на результаты физкультурно-оздоровительной работы в учреждении.
Литература:
1. Азбука здоровья : Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста/ сост. Т. Э. Токаева. – Пермь:ОЦФКиЗ, 2002.
2. Давыдова О. И., Майер А. А, Богославец Л. Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ».- Детство-Пресс, 2008.
3. Доскин В. А. «Растем здоровыми», Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М. : Просвещение, 2002.
4. Здоровый малыш : Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ : Приложение к журналу «Управление ДОУ /Колл. Авт. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
6. Смирнов Н. К. «Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования». – М. : АРКТИ, 2008.