МААМ-картинки

Ко Дню Защитника Отечества. Конспект занятия по ознакомлению с батальным жанром живописи (картины о войне)

Светлана Анатольевна Кабалина
Ко Дню Защитника Отечества. Конспект занятия по ознакомлению с батальным жанром живописи (картины о войне)

Задачи:

Познакомить детей с батальным жанром – картины на военную тему, с произведениями художников этого жанра.

Развивать чувственное восприятие картин, творческое мышление.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества – русским воинам.

Подготовка к занятию:

1. Материалы к занятию: репродукции картин. А Дейнека «Оборона Севастополя», Ю. М. Непринцева «Отдых после боя», В. Титова «Победа», запись песни Тухманова «День Победы»

Публикация «Ко Дню Защитника Отечества, Конспект занятия по ознакомлению с батальным жанром живописи (картины о войне)» размещена в разделах

2. Предварительная работа: беседы о российской армии, о Великой Отечественной войне, о службе советских и российских солдат, рассматривание иллюстраций о службе в армии, о войне.

Ход занятия:

- Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром живописи. С одной из картин этого жанра мы уже знакомы.

Внести картину А. Дейнека «Оборона Севастополя»

- Как называется эта картина? Кто её написал? О чём художник рассказал в картине?.

- Картины на военную тему называют батальной живописью. «Баталия», в переводе с французского, значит – битва, сражение. В картинах батального жанра художники рассказывают о жизни солдат (их быт, отдых) о битвах, сражениях. С некоторыми картинами этого жанра мы сегодня познакомимся.

Внести картину Непринцева «Отдых после боя».

- Эту картину написал Ю. Непринцев и назвал её «Отдых после боя».

- Совсем недавно люди, изображённые на картине, участвовали в сражении, бились с фашистами; но вот отгремели залпы орудий, затихли снаряды, и бойцы собрались на лесной поляне.

- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

- Как вы думаете, кто является на картине главным? Почему? …композиция: боец изображён в центре, все смотрят на него, никто не заслоняет солдата; поза бойца)

- Как вы думаете, о чём говорит солдат? Почему вы так решили?

- Представьте себя на месте бойца. Что бы вы говорили?

- Как вы думаете, нужна ли была шутка бойцам в те трудные военные годы? Почему?

- Какими красками написана картина? Почему?

- Непринцев зимой 1942 года услышал поэму А. Твардовского «Василий Тёркин». В поэме рассказывалось о весёлом, неунывающем бойце – весельчаке и балагуре, умеющим в трудную минуту поднять настроение своим товарищам, подбодрить их шуткой, острым словом. Таких солдат на дорогах войны было много. Художнику так понравилась поэма и главный герой, что он решил написать картину. И спустя 6 лет Непринцев пишет картину «Отдых после боя». Сегодня мы познакомились с этой картиной, а когда вы будете учиться в школе, вы познакомитесь с поэмой А. Твардовского «Василий Тёркин».

Повторное восприятие картины.

«Боя шум, пока затих,

Уж пули отсвистели,

И на поляне, на лесной,

Бойцы на отдых сели.

Ещё не кончилась война,

Снаряды скоро вновь взорвутся,

Но в те недолгие часы,

Солдаты шутят и смеются.

На фронте юмор, как лекарство,

Он лечит души и сердца.

Весёлый смех от доброй шутки

Прибавит силы у бойца»

(С. А. Кабалина)

- А сейчас мы познакомимся ещё с одной картиной этого жанра. Написал её В. Титов.

Внести картину В. Титова «Победа».

- Кого изобразил художник на картине?

- Как изображён солдат? …крупно во весь холст, поза: победно вскинул автомат и т. п.).

- На каком фоне изображён солдат? …дым, поля сражений, Красная площадь)

- Что вы чувствуете, глядя на картину?

- Как вы думаете, что хотел выразить художник своей картиной?

- Попробуйте догадаться, как художник назвал картину?

- Фамилия художника, написавшего эту картину Титов. А назвал её «Победа». Как вы думаете можно картину «Победа» назвать портретом? Почему?

- Главная идея картины – слава русскому воину-победителю. В своей картине Титов не ставил целью, изобразить какого-то конкретного человека. Солдат на картине – это собирательный образ русского воина, «гимн» славы всем русским бойцам: их силе, воле, смелости, непобедимости, безмерному чувству любви к Родине.

- Глядя на картину, испытываешь уважение к русскому солдату, чувство защищённости, гордости за нашу несокрушимую Армию.

Повторное восприятие картины.

«Здравствуй, воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель

Русской Армии солдат.

Всю войну в любой семье,

В каждом доме и избе

Люди думали с волненьем

И любовью о тебе.

И везде тобой гордились,

И нельзя найти семьи

Дома нет, где б не хранились

Фотографии твои.

Наконец-то в час желанный

Нашей сбывшейся мечты –

В час Победы долгожданный

В отчий дом вернулся ты.»

(С. Михалков)

- С каким жанром живописи мы познакомились сегодня? Что изображает батальный жанр? Какие картины этого жанра мы узнали? Кто их написал?

Публикации по теме:

Комплекс мероприятий по ознакомлению детей раннего возраста с праздником, посвященным Дню Защитника ОтечестваКомплекс мероприятий по ознакомлению детей раннего возраста с праздником, посвященным Дню Защитника Отечества Задачи и цели: 1. Закреплять: знания детей о наступающем празднике 23 февраля. 2. Побуждать: интересоваться папиной жизнью и историями.

Конспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группе Конспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группе. Тема: Праздник 23 февраля. Задачи. 1. Расширять знания детей.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с танцевальным жанром «Полька» Конспект музыкального занятия " Знакомство с танцевальным жанром "Полька". Средняя группа. Цель занятия. Познакомить детей с танцевальным.

Конспект познавательно-игрового занятия «День защитника Отечества» Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект занятия «День защитника Отечества» в младшей разновозрастной группеКонспект занятия «День защитника Отечества» в младшей разновозрастной группе Цель: Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества. Задачи: воспитывать уважение к защитникам Отечества. Воспитывать.

Конспект занятия «Военно-воздушные силы Российской Федерации» к Дню Защитника Отечества «Военно-воздушные силы Российской Федерации» Цель: расширение знаний у детей о защитниках Отечества. Задачи: закрепить знания о родах войск,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ко Дню Защитника Отечества. Конспект занятия по ознакомлению с батальным жанром живописи (картины о войне)
Опубликовано: 15 января 2024 в 15:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД