Анна Антонович
Коллаж в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми, является коллаж.
Слайд 1-2. Коллаж — это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т. п., но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов.
Коллаж : само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру.
Публикация «Коллаж в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд 3. Обычно эти занятия я провожу в рамках занятий по аппликации, рисованию, лепке, работы с бумагой, и эти занятия коллективные. Несколько занятий мы посвящаем одной коллективной работе. Занятия с коллажем развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ.
На этих занятиях проще ознакомить ребенка с основами композиционного построения изображения: ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения. Интерес к работе над коллажем можно создать еще в стадии подбора материала, выбрав определенную тему. Если ребенок настроен осознанно подходить к подготовке, то он учится обдумывать свое произведение, вычленять из многообразия материалов только ему подходящее.
Слайд 4-5. Художественное развитие для детей дошкольного возраста также может принести терапевтическую пользу. Во время занятий рисованием либо лепкой ребенок обретает духовный покой. Он дает выход своим эмоциям. Эти продуктивные разновидности деятельности дают видимый результат. Готовые фигурки, сфотографированные поделки, полученные рисунки можно рассматривать и трогать, показывать другим ребятам, родителям, воспитателям. Ребенок может попросить оценить его творческую работу. Слова одобрения от окружающих приводят к тому, что дошкольник чувствует удовлетворение от произведенного труда. Это стимулирует его к дальнейшему совершенствованию собственных навыков в работе с коллажем.
В старшем возрасте для ребенка уже мало одних занятий лепкой и рисованием. У него уже имеется четкое представление о том, что ему надо получить в итоге. Для того чтобы дошкольник не разочаровался в творческой деятельности, взрослые обязаны привить ему умения и навыки, которые позволят добиться поставленной цели.
Слайд 6. Детей привлекает нестандартное изучение выбранной темы, ее простота в поиске из разных источников. Увлекшись, ребенок незаметно для себя многократно познает разные формы работы, тренируется широкий поисковой диапазон.
Слайд 7. Экспериментальные психологические исследования влияния творческой работы на детей показывают, что эти занятия воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу, дисциплинируют ребенка. Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышают самооценку.
Слайд 6. Процесс создания коллажа формирует в ребенке творческие способности, конструктивное мышление, воображение, вкус. Так же у них развивается глазомер.
Слайд 7. Работа над коллажем стимулирует детей к самостоятельным занятиям, поискам совместно с родителями, книг, журналов, каких то вырезок выполнение незнакомых моделей или повторение дома интересных поделок. Часто дети, увлекшись созданием коллажа, начинают заниматься и другими видами творчества.
Предполагаемый результат: умение детей читать схемы, самостоятельно выполнять работу без помощи педагога.
Слайд 9. Начиная работу с детьми, я поставила перед собою цель: познакомить дошкольников с различными приемами и способами действия создания коллажа.
Слайд 10. В соответствии с поставленной целью решаю следующие задачи:
а) развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления коллажа;
б) развитие уверенности в своих силах и способностях;
в) развитие творческого воображения за счет использования разных дополнительных поисковых источников;
г) обучить навыкам самостоятельного использования схем и моделей;
д) развитие памяти, внимания, активизация мыслительных процессов;
е) работа по схемам.
Слайд 11. Необходимые условия кружковой работы это :
а) возможность демонстрации детских работ;
б) материал для работы : вырезки из журналов, фотографии, фломастеры, краски цветная бумага, ножницы, клей;
г) литература, иллюстрации, журналы, фотографии.
Слайд 11,12,13. Для того чтобы приступить к первому занятию, не требуется почти ничего – листы бумаги, карандаши, клей и немножко воображения. Именно доступность бумаги как материала и простота ее обработки привлекают детей.
С самого начала мы с детьми выбирали интересную для нас тему, а далее искали материал с помощью родителей, педагогов, что - то создавали (рисовали - вырезали, лепили - фотографировали). Поделки выполнялись из различного материала, в соответствии с выбранной темой. На занятиях использовала сочетание наглядного и словесного метода объяснения.
Как показала практика, занятия с коллажем можно проводить с детьми начиная со среднего дошкольного возраста. Ребенок обычно перегружен впечатлениями, а работа с коллажем, по выбору темы самим ребенком позволяет ему погрузиться в другой мир, быть раскрепощенным, творить, создавать, развивать воображение.
Слайд 14. Кроме того, коллаж можно назвать сказкой созданной своими руками, в него нельзя поиграть, но вполне можно сложить сказку, при этом у ребенка развивается воображение, мышление, связная речь. Сначала населить разными изображениями (фото, вырезки, буквы, цифры, изображения, нарисованные непосредственно самим ребенком, а потом уже придумать сказку, историю, рассказ, или же помочь ребенку решить какую либо проблемную ситуацию.
Слайд 15-16, 19-20. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях (ближе, выше, ниже, рядом).
Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы.
Следовательно, занимаясь с ребенком созданием коллажа, вы не только получите массу удовольствия, но и поможете малышу развить полезные при подготовке к школе навыки – внимание, терпение, усидчивость.
Примерный план работы воспитателя по подготовке темы коллажа.
1. На основе изученных проблем детей поставить цель темы коллажа.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает тему с родителями).
3 Составление темы-схемы коллажа.
4 Сбор, накопление материала.
5 Включение в план работу с коллажем, игр и других видов детской деятельности.
6 Домашние задания для самостоятельного выполнения.
7 Презентация коллажа.