Зинаида Стрельникова
Коллекционирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающим к размышлению.
И для формирования познавательной активности старших дошкольников такое направление, как коллекционирование, представляет интерес.
Почему именно коллекционирование стало объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности.
Публикация «Коллекционирование в детском саду» размещена в разделах
- Во-вторых, взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
- В-третьих, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор, развивает познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизирует имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Первая наша коллекция - «Расписная посуда», но посуду негде хранить, да и жалко оставлять насовсем. Тогда мы собрали коллекцию необычных овощей и фруктов. Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми название овощей и фруктов, животных, использовали экспонаты на занятиях по математике для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета. Игры «Кого не стало», «Четвертый лишний», «Кто на каком месте стоит», «Узнай по описанию» и т. д.
С удовольствием, увлеченно собирали коллекцию камней. А началась она с сюжетно – ролевой игры «Ищем клад». Наша коллекция пополнялась после прогулок, выходных и отпусков.
После отпуска семья С. предложила коллекцию ракушек, и дети с интересом приносили свои. Осенью мы с ребятами часто ходили в лес, поэтому коллекцию листьев собрали с большим удовольствием. Затем коллекция очень пригодилась на занятиях по ручному труду.
Леня принес коллекцию медведей. Дети были в восторге и тут началось…
Тогда я предложила собрать коллекцию секретиков. Затея пришлась по душе детям. Секрет нужно поместить в коробочку и рассказать о нем, описать, придумать сказку, историю.
Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выявления позиции родителей мы провели опрос. Результаты анкетирования показали разное отношение к коллекционированию (существенное, удовлетворительное и ограниченное). При существенном отношении родители проявляют интерес к увлечениям ребенка, поощряют их, помогают в выборе коллекции, создают доброжелательную атмосферу творческого поиска, организуют показы, выставки коллекций для друзей. Как правило, это люди творческие, увлеченные, активные. Доля таких семей в процессе нашего анкетирования составляет 37%.
Удовлетворительная роль семьи выражается в том, что родители частично интересуются увлечением ребенка, иногда помогают ему, когда позволяет время и материальные средства. Их позиция «не мешать» или «чем бы дитя не тешилось, лишь бы…», иногда они устраивают показ коллекций. В таких семьях кто-либо в детстве или в настоящее время занимается коллекционированием. В нашем исследовании выявлено 33% таких семей.
Ограниченное отношение в развитии и поддержании интересов детей к коллекционированию проявило 30% опрошенных родителей. Они не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не вмешиваются в этот процесс, не поощряют, не помогают, и считают коллекционирование пустым времяпрепровождением.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование - дело необычно увлекательное, но в тоже время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду
деятельности
Коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.
Показателем результативности проведенной работы можно считать активное деятельное участие родителей в организации и пополнении коллекций, которые мы собираем в группе.
В группе мы собрали коллекцию динозавриков, календариков, открыток, фантиков, машинок, копилок, брелков, маленьких куколок, кукол в национальных костюмах, коллекция «Тайны леса», книжек коллекция, мышек.
Семья Г. предоставила коллекцию значков, марок, календариков
Семья М. - коллекцию олимпийских значков.
Проведенная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Я считаю, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.