Приложение МААМ

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса

Олеся Пономаренко
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно федеральным государственным требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобрнауки Россия от 23.11.2009 №655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

Публикация «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса» размещена в разделах

Этот принцип предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательный задачи, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использование адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа).

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

• При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следуешь решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на копмлексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

• Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

• Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в группе. Нами составлена циклограмма планирования образовательной деятельности и представлено перспективно-тематическое планирование на учебный год и летне-оздоровительный период для младшего и старшего дошкольного возраста. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Например, «Осень в России», «Моя семья», «Крылатые соседи». Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется не менее одной недели.

Планирование ежегодно пересматривается и применяется педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей детей в группе.

Кроме перспективно-тематического планирования разработана примерная циклограмма образовательной деятельности, в которой подробно раскрыта каждая тема.

Планирование тематической недели осуществляется по следующему плану :

1. Формулировка задач работы с детьми в соответствии с программой по каждой возрастной группе;

2. Отбор содержания образовательного материала согласно программе. Выбор форм, методов и приемов работы с детьми по реализации программных задач;

3. Подготовка оборудования. Необходимо продумать, какие изменения потребуется внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение центров активности, внесение новых предметов, игр).

Реализацию комплексно-тематической образовательной модели в группе обеспечивает предметно-развивающая среда. В нашей группе оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют десяти образовательным областям, заявленным в ФГТ.

Центр детской активности Образовательная область в соответствии с ФГТ Приоритетный вид детской деятельности

Двигательный центр Физическая культура

Здоровье Двигательная

Центр искусства

Центр конструирования Музыка

Художественное творчество Продуктивная

Музыкально-художественная

Центр познания Познание

Труд Познавательно-исследовательская

Трудовая

Безопасность

Центр игры Социализация Игровая

Книжный центр Коммуникация

Чтение художественной литературы Коммуникативная

Чтение (восприятие)

художеств. литературы

В каждой группе имеются свои особенности, в силу которых выстраивается работа, подбираются более эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников. В группе широко используются наглядно-информационные формы общения с родителями. Общение осуществляется опосредованно – через информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки. Так же размещаем консультации, игры, стихотворения для разучивания с детьми и другую интересную информацию по теме. Кроме того в группе в родительском уголке тоже происходят еженедельное обновление информации в соответствии с темой недели.

На традиционных родительских собраниях воспитатель заранее знакомит родителей с темами, которые запланированы в том квартале, в котором проходит собрание. Предлагают материал, которым можно обогатить знания детей, чтоб работа по теме недели велась не только в детском саду, но и продолжалась дома. Привлекают родителей к созданию развивающей среды в соответствии с темой. Кроме традиционных родительских собраний, активно внедряем тематические собрания совместно с детьми.

В завершении некоторых тематических недель в детском саду проводятся развлечения, праздники и досуги совместно с родителями. Проведение праздников в детском саду значительно интереснее, когда родители не просто зрители, а активные участники. Так, например, неделя «Защитники отечества» завершается праздником «Мой папа солдат», в котором активное участие принимают папы наших воспитанников.

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с семьей – это конкурсы и выставки детских работ, выполненных совместно с родителями. Так, например, в рамках тематической недели «Осень в гости к нам пришла» устраивается выставка «Дары осени» совместных поделок детей и родителей из природного материала.

Подводя итоги, следует отметить, что комплексно-тематический принцип служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, а также обеспечивает «полноту жизни» и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 16:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Пономаренко (УИ 174497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД