Папки-передвижки

Комплексно-тематическое планирование формирования основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспе (5 фото)

Елена Панова
Комплексно-тематическое планирование формирования основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспе
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексно – тематическое планирование формирования основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Комплексно-тематическое планирование формирования основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспе

Составитель: Панова Елена Викторовна – воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ с. Богатое СП «Детский сад «Ромашка»

Пояснительная записка.

Публикация «Комплексно-тематическое планирование формирования основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспе» размещена в разделах

Перспективное планирование составлено на основании программ :

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

• О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,

• Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»; опыта работ :

• Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) ;

• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей»; методик:

• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»,

• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Данное планирование мобильное, включает в себя 3 раздела:

• первый раздел – теоретический – непосредственно образовательная деятельность (в дальнейшем НОД, где каждая тема подкреплена элементами экспериментирования,

• второй раздел – непосредственно экспериментальная деятельность – это наблюдения, опыты,

• третий раздел – это взаимодействие с родителями.

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей

• развитие познавательных интересов

• развитие мыслительных процессов; самостоятельности

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Фото №1 Комплексно тематическое Фото №2 Планы работ планирование формирования основ естественнонаучных и

Сентябрь

Тема недели: Вот и лето прошло.

Задачи: Дать представление детям об осени как времени года; развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы.

Содержание: Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Опыты : «Солнце высушивает предметы», «Радуга».

НОД «Почему растения осенью вянут

Взаимодействие с родителями: Беседа «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

Тема недели: Во саду ли, в огороде.

Задачи: Закрепить знания характерных свойств овощей и фруктов, объяснить пользу употребления овощей и фруктов; о семенах растений; дать представление о том, как растения приспосабливаются к размножению.

Содержание: Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики) .

Опыт «Потребность растений в воде»; «Летающие семена»

НОД «В гостях у осени».

Тема недели: Что летом родится, зимой пригодится

Задачи: Познакомить с заготовкой овощей и фруктов; помочь понять взаимосвязь величины и качества; стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Содержание: Наблюдение за сбором урожая. Какие овощи убирают с огорода? Куда их складывают? Какие работы проводят на клумбах?

Эксперимент «Какое значение имеет размер семян?»

НОД «Зёрнышко – невеличка»

Взаимодействие с родителями: В уголок «ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» : «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности

Тема недели: Моё родное село

Задачи: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт;продемонстрировать детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные) .

Содержание: Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

Экскурсия на хлебопекарню.

НОД «Откуда хлеб пришёл?» (Экспериментирование «Живые дрожжи»

Взаимодействие с родителями: Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Октябрь

Тема недели: В гостях у бабушки Федоры

Задачи: Познакомить со свойствами песка и глины; научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением материалом и назначением посуды.

Содержание: Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Опыт «Свойства мокрого песка»

Эксперимент «Песок рыхлый, а глина – нет», «Из чего состоит песок и глина»

НОД «Предметы, которые нас окружают»

Взаимодействие с родителями: Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Тема недели: На чём люди ездят

Задачи: Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений; закреплять понятие грузовой и пассажирский транспорт; формировать представления о видах транспорта

Содержание: Наблюдение за погодой. Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени.

Опыт «Буря», «Подводная лодка»

НОД «Приключения непоседы»

Взаимодействие с родителями: Предложить родителям приобрести для опытов : соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Тема недели: Береги своё здоровье

Задачи: Расширять представление о составляющих компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.

Содержание: Наблюдение за сосной, рассматривание. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Опыт «О пользе молока», «Послушное и непослушное яйцо», «Сырое или варёное?»

НОД «Я и моё тело»

Тема недели: Какая бывает осень

Задачи: Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи; уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени; развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность детей.

Содержание: Наблюдение за отлетом птиц.

Опыт «Движение воздуха», «Уличные тени»

НОД «Куда улетают птицы».

Взаимодействие с родителями: Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Ноябрь

Тема недели: Россия – Родина моя

Задачи: Закрепить знания о разнообразии природы, растительного мира России.

Содержание: Наблюдение за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним.

Опыты «Откуда берётся иней?», «Зачем деревьям корни»

НОД «Необыкновенная «одежда» берёзы»

Взаимодействие с родителями: Оформление папки «Мои открытия».

Диагностика

Диагностика

Тема недели: Моя семья (День матери)

Задачи: Закрепить знания об электричестве, познакомить с причиной проявления статического электричества, уточнить представления о воде и её свойствах.

Содержание: Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Опыт «Из чего сделали ложку», «Сахар – невидимка», «Замерзание жидкости»

НОД «Мамины «помощники» (электроприборы)

Взаимодействие с родителями: Совместное развлечение детей и родителей «Капустник-прощание с осенью»

Цель: развлечение способствует развитию чувства единения семьи;

Декабрь

Тема недели: В мастерской краснодеревщика

Задачи: Уточнить и обобщить свойства дерева и металла; использовать опыт для нахождения истины.

Содержание: Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Опыт «Вес металла и дерева», «Звук металла и дерева»

НОД «Волшебный мир дерева и металла»

Тема недели: Вот пришли морозцы, и зима настала

Задачи: Закрепить представления о жизни животных зимой в лесу, способах их приспособления и защиты; дать понятие о защитных свойствах снега; поддерживать интерес к исследованиям.

Содержание: Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Опыт «Зачем зайцу шубу менять», «Защитные свойства снега» НОД «Как звери готовятся к зиме»

Взаимодействие с родителями: Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности». Практическая часть «Экспериментируем вместе». Цель: дать практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию.

Тема недели: Домашние животные

Задачи: Продолжать знакомить детей с повадками домашних животных, особенностях питания, условиями жизни, пользы для человека; развивать познавательную активность, способность самостоятельно делать выводы.

Содержание: Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

НОД «Домашние животные – друзья человека»

Опыт «Как кошка языком чистит шерсть»

Взаимодействие с родителями: Рекомендации: сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию

Тема недели: Новый год у ворот.

Задачи:Обобщить представления о главном герое новогодних праздниках, закрепить свойства воды и льда; дать знания о защитной кожистой пленке, покрывающей хвою и оберегающей ее от высыхания и замерзании;развивать речь и любознательность.

Содержание: Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

НОД «Дедушка мороз»

Опыт «Тайны необыкновенных листьев», «Волшебные превращения»

Взаимодействие с родителями: Заочная консультация «Экспериментируем вместе с папой».

Январь

Рождественские каникулы

Тема недели: Народные праздники на Руси

Задачи: Формировать у детей представление о христианских праздниках; познакомить детей с определением направления ветра; закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.

Содержание: Наблюдение за вьюгой. Обратить внимание детей на то, что в морозный день бывает сильный ветер. Такой ветер срывает покров с земли, срывает ветки с деревьев, крутит все в воздухе, несется по улице с огромной скоростью. Такое явление называется вьюгой. В вьюгу страшно оказаться где - то в пути, это опасно. Люди в январе прячутся от вьюги, стараются не показываться на улице. Люди хорошо топят печки, чтобы не замерзнуть. Во время вьюги хорошо слышно, как в трубах воет ветер.

НОД «По следам январских праздников»

Опыт «Куда дует ветер», «Делаем фигурки»

Взаимодействие с родителями: Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Тема недели: Путешествие на Север

Задачи: Обобщить знания детей о климатических условиях, об экологических проблемах, возникающих по вине человека; совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Содержание: Наблюдение за летящими снежинками. Предложить рассмотреть, что они имеют резную форму. В холодную и ветреную погоду снежинки похожи на белую крупу. Еще интересно, что в тихую морозную погоду снежинки не склеиваются друг с другом, а падают отдельно, а в теплую погоду склеиваются одна с другой и падают хлопьями.

НОД «Путешествие по природным зонам Севера»

Опыт «Ледяной дом»

Тема недели: Человек

Задачи: Закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении; формировать желание ухаживать за зубами; закрепить знания детей о влиянии на здоровье свежего воздуха; стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Содержание: Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

НОД «Питание и пищеварение»

Опыт «Чистим зубы», «Без дыхания нет жизни»

Взаимодействие с родителями: Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Февраль.

Тема недели: Опасности вокруг нас.

Задачи: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем; показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья ; что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Содержание: наблюдение за состоянием погоды. Развивать умение самостоятельно распознавать мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

НОД «Школа волшебства»

Фото №3 Экология экологическое воспитание природа экологических понятий посредством опытно экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Опыт «Ледяной секретик». «Где лучики».

Взаимодействие с родителями: консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Тема недели: В мастерской художника – модельера»

Задачи: познакомить с различными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойств (впитываемость) ; закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах, предназначении; помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла) .

Содержание: Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал (Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

Опыт «Дед Мороз и снегурочка».

НОД «Наряд куклы Тани»

Тема недели: День защитников Отечества.

Задачи: : Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня, сильные ветры. Актуализировать знания детей о растворимости соли; продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Содержание:НОД «Только смелым покоряются моря»

Опыт «Таяние льда в воде».

Взаимодействие с родителями: Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Фото №4 Составитель Панова Елена Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ с

Тема недели: Куда исчез снеговик?

Задачи: : Продолжать наблюдение за изменением термометра. Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы; формировать представление о снеге и его свойствах; учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Содержание: НОД «Куда исчез снеговик?»

Опыт «Тает снежок», «Согреть дыханием узоры»

Март.

Тема недели: О мамах родных и очень важных.

Задачи: Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений; закреплять, систематизировать знания детей о том, что растения являются живым организмом.

Содержание: Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

НОД «В мире комнатных растений»

Опыт "Умеет ли растение дышать? "

Взаимодействие с родителями: Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное.

Тема недели: Весна – красна.

Задачи: Расширять представление и знания детей о сезонных изменениях в природе; учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования; продолжать знакомить со свойствами предметов (плавучесть) ; выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Содержание: Наблюдение за изменениями погоды. Становится еще теплее, появились проталины, началась капель.

НОД «Прогулка «Весна».

Опыт «Из чего птицы строят гнёзда», «Круговорот»

Тема недели: Все работы хороши.

Задачи: Продолжать знакомить с разными строительными материалами; обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления) ; познавать «на ощупь» свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть. Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Содержание: Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

НОД «Профессия – строитель»

Опыт «Мы – геологи»

Взаимодействие с родителями: Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

Тема недели: На ферму к дедушке.

Задачи: Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; показать детям наглядно, из чего получают муку, как изготавливают хлеб; определить опытным путем различие хлеба по внешним признакам; закрепить и обогатить знания детей о росте растений; Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Содержание: Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.

НОД «Ты, как мокрая курица»

Опыт «Из чего делают хлеб», «Животворные свойства воды».

Апрель.

Тема недели: Эти удивительные насекомые.

Задачи: Воспитывать интерес к изучению насекомых и бережное отношение к ним; развивать зрительное внимание и логическое мышление; понаблюдать за жизненным циклом мушек.

Содержание: Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае) .

НОД «Насекомые» птицы

Опыт «Жизненный цикл мушек», «Кто как двигается»

Взаимодействие с родителями: Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Тема недели: Покорение космоса.

Задачи: Расширить и закрепить знания детей о приспособлениях, позволяющих человеку летать; поддерживать интерес к опытнической работе; закреплять умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств; закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха; опытным путем показать значение теплого и холодного воздуха.

Содержание: Наблюдение за воздухом.

НОД «Кто как летает»

Опыт «Путешествие к звездам», «Полет на воздушном шаре»

Тема недели: День Земли.

Задачи: Познакомить детей с составом земли; тренировать навык проведения простых экспериментов; умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием; показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

Содержание: НОД «Из чего состоит земля?»

Опыты «Наш дом – природа».

Взаимодействие с родителями: Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. Содержание: Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

Тема недели: Природный мир жарких стран.

Задачи: Знакомить с различными климатическими зонами и обитателями; закреплять знания о необходимости воды для растений, животных, людей; развивать умение и желание очищать воду от загрязнения посредством проведения опытов; побуждать детей к выделению характерных особенностей их внешнего вида, приспособления.

Содержание: Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

НОД «Путешествие в разные климатические зоны» (север, пустыня, море).

Опыт «Как маскируются животные»

Май.

Тема недели: День Победы.

Задачи[/b] : Сформировать представление о свойствах магнита; актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком; познакомить со свойством металла.

Содержание: Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.

НОД «Это чудо – магнит»

Опыт «Теплопроводность металла», «Ловись рыбка»

Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Тема надели: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Задачи: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; расширять знания детей об ушах как важном органе, познакомить детей со строением уха и основными правилами ухода за ушами; формировать элементарные представления о роли лицевых мышц.

Содержание: Наблюдение за погодой. Отметить, что в мае бывает очень жарко. Солнце поднимается высоко над горизонтом, греет сильно. От солнечных лучей нагревается воздух, он становится сухим, раскалённым, становится тяжело дышать. В такую погоду нельзя долго находиться на воздухе, может получиться солнечный удар, особенно опасно детям, поэтому надо носить головные уборы. После такой погоды обычно бывает гроза.

НОД «Наши помощники»

Опыт «Мышцы»

Диагностика.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень»Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень» Комплексно – тематическое планирование представляет собой работу кружка «Занимательная логика», проводимой на 4-ой неделе сентября по.

Статьи Ссылки на статьи Поощрения ребенка Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды» ФГТ В ДОУ. Комплексно-тематическое планирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексно-тематическое планирование формирования основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспе
Опубликовано: 24 октября 2012 в 22:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексно-тематическое планирование формирования основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Панова (УИ 10808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД