Кудрявцева Ольга
Комплексно-тематическое планирование «Проект «История моего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 58
ул., г. Красноярск, РФ,
[Комплексно-тематическое планирование
«История моего города"
г. Красноярск
2019г.
Аннотация
Основой для методической разработки является создание системы комплексно-тематических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на знакомство с историей, культурой, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного города.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование „Проект „История моего города“» размещена в разделах
Предложенное комплексно-тематическое планирование можно применять при разработке регионального компонента дошкольными образовательными организациями. Также для педагогов-практиков, на наш взгляд, будут интересны в работе с детьми новые формы образовательной деятельности.
В основе разработке использовалась справочно-информационная, энциклопедическая, научно-публицистическая литература краеведческого характера, художественная литература, опыт работы дошкольного учреждения в данном направлении
Сведения об авторе: Кудрявцева Ольга Николаевна,
Воспитатель МБДОУ № 58 г. Красноярск.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Проблема патриотического воспитания сегодня одна из самых актуальных. Поэтому это одно из самых сложных направлений, которое даже в младшем школьном возрасте затрагивается лишь поверхностно. Исходя из исследований и статистических данных Федеральной службы государственной статистики включение комплексного изучения истории городов, исторических объектов и природных памятников, которые являются местами жительства обучающихся находятся на низком уровне.
В связи с этим, задачей современного дошкольного образования является воспитание у детей чувства принадлежности к родному дому, к истории родного города, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Таким образом, при разработке комплексно-тематического планирования учитывались следующие принципы: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее приемлемых и актуальных для ребёнка); непрерывность и преемственность образовательного процесса; дифференцированный и личностно-направленный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности; деятельностный подход (включающий детей в изучение нового); развивающий характер обучения.
Помимо этого, необходимо отметить интерактивную составляющую проекта : детям будет предоставлена возможность виртуального изучения объектов культурного наследия и природных условий, возможность реального посещения которых невозможна или имеет затруднения. В ходе использования таких виртуальных экскурсий у детей будет формироваться потребность в получении информации при помощи доступных средств, повышена мотивация к познанию, а также сформирована активная личностная позиция в окружающем мире.
Целью методической разработки является: формирование у воспитанников целостных представлений о социальной и окружающей среде родного города.
Задачи:
• формирование представлений детей о природных богатствах края, быте, традициях, культурном наследии;
• обогащение знаний дошкольников о городе Красноярске как о столице Красноярского края, его истории, достопримечательностях, знаменитых писателях, поэтах, художниках, спортсменах.
• воспитывать в детях нравственное отношение к своей семье, дому, улице, городу, уважение к труду взрослых;
• включать родителей в деятельность по реализации проекта, предложив создать собственную страницу в книге, рассказывающую о памятных местах города.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники: родители, дети подготовительной (старшей) группы, воспитатели.
Продолжительность проекта : учебный год.
Риски:
• Отсутствие мотивации у родителей, в следствие этого не включение взрослых в проектную деятельность.
• Занятость родителей и детей во внеурочное время.
• Низкий уровень мотивации и желания у детей.
• Финансовые трудности в реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
Первый этап: Организационно - подготовительный
1. Беседа с детьми о городе Красноярске с целью выявить уровень знаний о родном городе и крае.
2. Интерактивный квест, направленный на проверку знаний детей о родном городе.
3. Планирование деятельности по реализации проекта совместно с детьми и родителями, исходя из результатов тестирования и проведенной воспитателем беседы.
Второй этап: Практический
1. Проведение занятий и мероприятий, направленных на приобщение детей к культуре родного города через знакомство с культурными памятниками, красноярскими писателями и художниками, историей.
2. Формы работы: рассматривание иллюстраций о городе и крае, чтение художественной литературы о Красноярске; подвижные, дидактические игры и физкультминутки.
Третий этап: Заключительный
1. Представление детьми своих исследований и своего продукта младшей группе.
2. Наблюдение за детьми в процессе реализации гостевого обмена опытом с детьми младшей группы с целью проверки динамики развития кругозора детей.
1. Дети расширяют свои знания о городе, в котором они живут;
2. Ребята узнают о исторических деятелях и культурно-исторических памятниках города Красноярска;
3. Дети не только активно участвуют при создании книги, но и выступают в роли рассказчиков, презентуя результаты своей деятельности младшей группы;
4. Родители включаются в исследование детей и помогают составить книгу.
Продукт детско-взрослой деятельности: книга о Красноярске.
II. Реализация проекта.
Первый этап: организационно – подготовительный.
Появлению проекта предшествовала социальная ситуация, при которой у детей возник интерес к их городу. Появляется письмо, в котором дети из младшей группы просят детей нашей группы рассказать о их городе, так как дети плохо знают историю своего города. Поэтому юным искателям необходимо осуществить исследования и занести их в свою книгу о родном городе. С целью выявления уровня знаний о Красноярске нами был проведён опрос воспитанников, а также интерактивный квест.
Составлено тематическое планирование по теме проекта :
1. Серия познавательно-исследовательских занятий «История моего города или как появился мой город», «Достопримечательности Красноярска», «Улицы Красноярска», «Природа родного города», «Роев ручей», «Заповедник Столбы», «Творцы в Красноярске», «Город ремесел и промысла», «Традиции Красноярска».
2. Ознакомление с литературой о Красноярске: знакомство с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Красноярска, чтение фрагментов сказок Красноярска.
3. Серия виртуальных экскурсий «Старые улицы города или путешествие в прошлое», «Заповедник Столбы», «Природа родного города».
4. В ходе путешествия детей и работы над историческим материалом одновременно заполняется содержание книги.
5. Совместная работа с родителями по осуществлению исследовательской деятельности: беседы, фотоотчёты и самопрезентации семей, посетивших памятные места Красноярска, приглашение родителей на собрания и виртуальные экскурсии с детьми.
Второй этап: Практический.
Дата/ Тема проекта Цель Содержание и формы работы с детьми (при активном содействии и включении в проектную деятельность родителей) Кем осуществлялась работа
Первые три месяца (Сентябрь, октябрь, ноябрь)/«История моего города или как появился мой город» и «Достопримечательности Красноярска», «Улицы Красноярска». Включение детей в исследовательскую деятельность. Создание книги Красноярске и последующее ее заполнение. Работа с историей города Красноярска.
- беседа
История моего города», «Достопримечательности Красноярска».
- рассмотрение иллюстраций по данной тематике.
- создание двух карт города (старого города и настоящего времени) и их сравнение.
- серия виртуальных экскурсий «Старые улицы города или путешествие в прошлое».
- совместная экскурсия с родителями по серии достопримечательностей города Красноярска. В том числе и интерактивный-модульный квест по достопремечательностям города.
-рисование: «Достопримечательности города. Часовня, Ратуша, Краеведческий музей, фонтаны»;
-лепка: достопримечательностей города;
-аппликация: «Достопримечательности».
- Д\и «Найди символы города»
- Чтение литературы из сборника «Город нашего детства», Шумкина «Город по имени К»
- С/р игры «Экскурсия по городу»
Последующие три месяца (Декабрь, январь, февраль)/«Природа родного города», «Роев ручей», «Заповедник Столбы» Формировать представления детей о природе и животных родного города.
Развитие диалогической речь - самостоятельно, грамматически правильно и полно задавать вопросы и отвечать на них.
Рассмотреть животных, живущих в зоопарке и сравнить с теми, которые живут в дикой природе края.
Воспитывать у детей чувство уважения к своей Родине.
-Подвижные игры «У оленя дом большой», «Волк во рву», «Лиса и гуси».
- Круглый стол- беседа с родителями и их детьми о проблеме экологии Красноярска. Освещение темы и подведение участников к экологической акции внутри группы. (Создание плакатов, видеороликов и фото-презентаций)
- Ряд совместных с родителями экскурсий и походов в Роев ручей. – Виртуальная экскурсия по Заповеднику Столбы.
- Освещение художников и писателей города Красноярска, которые изображали в своих работах животных родного города.
- Творческая выставка рисунков «Животные родного города» (Изображаются животные, которых детей увидели в заповеднике, на столбах, а также тех, о которых дети услышали из виртуальных экскурсий).
- Виртуальные экскурсии «Растения города Красноярска», «Что растет в саду имени Крутовского?».
- Фото выставка «Семейная экскурсия» (Фото-выставки и создание плакатов о том как каждая семья с детьми посетила Заповедник Столбы и Роев Ручей).
- Д\и «Животные севера». «Кто где живёт».
- П. Г. «Животные».
- П/ И: «Рыбалка», «Охотники и зайцы».
- Составление авторских семейных кроссвордов на тему природы и животных родного города.
- Включение всех работ в содержание книги.
0Следующие три месяца (март, апрель, май)/«Творцы в Красноярске»
«Город ремесел и промысла», «Традиции Красноярска». Знакомство с национальностями, проживающими на территории Красноярского края, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, сказками, музыкой, танцами, ремеслами, народным декоративно-прикладным творчеством, разучивание народных песен.
Знакомство с творчеством художников, композиторов, писателей, поэтов Красноярского края и города Красноярска. Воспитание интереса к посещению выставок, встречам с интересными людьми города, чтению произведений.
- Посещение выставок и музея искусств города.
- Знакомство с творчеством художников, композиторов, писателей, поэтов Красноярска.
- Книжный клуб, чтение фрагментов произведений и стихотворений писателей и поэтов, просмотр фрагментов фильмов.
- Организация творческих вечеров для детей младшей группы, чтение стихотворений и проигрывание мини спектаклей.
- Встречи и живое общение с деятелями культуры.
- Квест-игра «Город мастеров», знакомство детей с профессиями старого города и закрепление материала по предыдущим темам.
- Создание мини-мастерских по каждой из изученных профессий, а так же выставка для детей из младших групп, выдача сертификатов участникам о «освоении» той или иной профессии.
- Знакомство с традициями и творчеством родного города :
- Изучение обрядов и традиций города прошлого века.
- Организация народных игр, песен, танцев посредством творческого события.
Гостевой обмен опытом и презентация книги. Закрепление представлений разнообразии и богатстве родного города. Обсуждение значения результатов содержания Книги о Красноярске. - подготовка книги, сборка, оформление.
- повторение стихов о Красноярске.
- оформление страниц книги семейными работами;
Гостевой обмен опытом с детьми младшей группы, показ книги- концерт «Место, где я живу.»
Третий этап: Заключительный.
1. Презентация страниц книги родителями вместе с детьми.
2. Выступление детей: организация концерта «Место, где я живу», сборка лучших мероприятий из предыдущих работ.