Елена Чипеева
Комплексное занятие детей старшей возрастной группы «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить детей с особенностями строения камбалы.
2. Развивать умение обобщать и делать выводы.
3. Упражнять детей в умении отгадывать загадки о морских животных.
4. Развивать чувство ритма.
5. Учить двигаться в соответствии с размером музыки.
6. Способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.
Словарная работа:
Познакомить детей с новыми словами : камбала, планктон.
Публикация «Комплексное занятие детей старшей возрастной группы „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Активизация слов: давление, дно, кислород, маскируется.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций в книгах о морских обитателях.
Разучивание движений:
1. танцевальной разминки «Волны»,
2. мини танца «Осьминог»,
3. игрового упражнения «Стрелочка».
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира,
2. Фрагмент литературного произведения С. Маршак «Синяя страница»
3. Веревка или длинная скакалка (3-3,5 м,
4. Короткие ленты (по 2 на ребенка).
5. Банка с натянутой пленкой, вода для опыта,
6. Рыба – камбала.
7. Музыкальное сопровождение:
Музыка Г. Гладкова «Конек-горбунок».
Музыка Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь».
Музыка П. Мореа «В мире животных».
Музыка Сен-Санса «Аквариум».
Песня «Tees pas cap» – группа «Pinocchio».
Ход занятия:
Организационный момент:
– У Кати появилась проблема. Мама ей купила рыбу, но эта рыба не похожа на других. Катя хочет узнать, почему она такая необычная? Хотите помочь Кати? Проходите, присаживайтесь на стулья сейчас мы рассмотрим эту рыбу.
1 часть:
– Ребята, в чем необычность этой рыбы? (Ответы детей)
– Эта рыба называется камбала. Давайте рассмотрим ее поближе. (Предложить детям посмотреть на рыбу через лупу.)
– Чем покрыто тело рыбы?
– Почему она сверху темная, а снизу светлая?
– Где у нее располагаются глаза?
– Как она плавает?
– Как вы думаете, почему она стала такой? (выслушать ответы детей).
– Чтобы выяснить это, давайте проведем опыт.
Опыт 1:
На стеклянную банку натягивают пленку. На пленку наливают воду, чем больше воды, тем сильнее прогибается пленка.
– Что происходит с пленкой?
– Ребята, как вы думаете, почему прогибается пленка?
– Правильно, вода имеет вес, чем больше воды, тем сильнее она давит на пленку.
Опыт 2:
Поставьте правую руку ребром на стол, так плавают рыбы, а теперь левой рукой надавите на правую руку.
– Что происходит справой рукой?
– Камбала живет на самом дне моря, и на него давит большой слой воды. Чтобы жить в таких условиях камбала приспособилась, развернулась и стала плоской
– Вот мы и выяснили, почему камбала стала плоской.
– Давайте посмотрим вот эту книгу, она называется «Живой мир моря». (Педагог читает стихотворение М. Я. Маршака «Синяя страница».)
А эта страница - морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
Во мраке, где нет фонарей.
Рассматривая с детьми иллюстрации книги, побеседовать с детей о том каких обитателей моря они знают.
– Ребята, а каких обитателей моря вы еще знаете? (Ответы детей). Молодцы!
– Как вы думаете, чем дышат морские обитатели под водой? (Кислородом)
– Чем они питаются? (Планктоном или мелкими рыбками.)
– Как рыбы прячутся от врагов? (Заплывают в водоросли, маскируются под морское дно, прячутся в маленьких подводных пещерах, собираются в стаи)
– На дне даже, живут такие организмы, которые похожи на цветы. Но про это мы поговорим с вами в следующий раз, а сейчас я хочу вам предложить совершить путешествие в подводный мир?
– Согласны, ребята? Тогда нам пора, но в путешествие нам надо взять волшебную палочку. Она поможет нам совершать превращения.
2 часть:
– Постройтесь друг за другом нам пора отправляться.
• Ходьба маршевая – «идем к морю».
• Ходьба на носках – «по тропинке».
• Ходьба на пятках – «по широкой дорожке».
• Ходьба с высоким подниманием колена – «по траве».
• Ходьба боковыми приставными шагами – «по мостику».
• Подскоки – «скачем по извилистой дорожке».
• Бег с забрасыванием ног назад – «по морскому берегу».
– Ребята, вот мы и пришли с вами к морю. Наше путешествие продолжается. Наши превращения начинаются.
Палочкой взмахну я раз, два, три
Нет ребят здесь, только волны посмотри.
Воспитатель предлагает детям взять ленты и показать разминку «Волны» (Танцевальная композиция с лентами).
1. Наклоны головы вниз – вверх.
2. Махи руками в стороны – вниз. (Мягкие волны)
3. Покачивание руками вперед – вверх, вперед – вниз. (Прибрежные волны).
4. Повороты из стороны в сторону. (Водоворот)
5. Покачивание из стороны в сторону с махами руками вправо - влево. (Большие волны)
6. Приседание, руки поочередно двигаются перед грудью вверх - вниз. (Море играет)
Игра «Море волнуется».
– А теперь мы отправляемся в подводное царство.
– Я вам загадаю загадку, отгадаете и узнаете, в кого мы превратимся?
Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова «Морская фигура на месте замри» – дети останавливаются и замирают в образе морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, становится ведущим. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок: рыбок друг (морской конёк)
– Палочкой взмахну я три, два, раз.
– И морской конек появится сейчас.
Упражнение: И. П. – руки на поясе, локти отвести назад, поскоки с продвижением по всему залу врассыпную.
Этот белый парашют
Волны к берегу несут… (медуза).
– Палочкой взмахну я три, два, раз.
– В медузу превратятся все сейчас.
Упражнение: И. П. – стоя на коленях, мах руками вверх, сесть справа от своих пяток, руки перевести влево, мах руками вверх, встать на колени, сесть слева от своих пяток, руки перевести вправо.
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет… (морская звезда).
– Палочкой взмахну я три, два, раз.
– И морскими звездами станут все сейчас.
Упражнение: И. П. – из положения, лежа на полу, на спине или животе дети выполняют движения «мостик», «коробочку», произвольные движения.
Посчитаю все вокруг:
У меня есть восемь рук,
У меня есть восемь ног! -
Так воскликнул. (осьминог)
– Палочкой взмахну я три, два, раз.
– Осьминогом станут дети в тот же час.
Упражнение: И. П. – дети сидят на полу спиной друг драгу, сцепившись руками, и выполняют движения ногами – «велосипед», движения руками, покачивая головой, дети руками показывают очки, свободный бег с поскоками.
Игра «Рыбки».
У родителей и деток,
Вся одежде из монеток….(рыбки).
– Взмахну я палочкой волшебной раз
– И в рыбок всех вас превращаю в тот же час.
На полу из веревки выкладывается «домик». Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки «рыбки» двигаются по залу, на вторую часть – «заплывают в домик». При повторении игры – «домик» становится меньше.
3 часть:
Игровое упражнение «Стрелочка».
– Уж в садик возвращаться нам пора
– Ведь ждет нас в садике веселая игра.
– Раз, два, три, палочка волшебная, в детей всех преврати.
Дети стоят лицом в центр круга. В центре круга ведущий ребёнок – «стрелочка». Под ритмичную музыку дети поочерёдно показывают свои движения, остальные повторяют за ним. Очерёдность устанавливает ведущий ребёнок – «стрелочка».
Подведение итогов занятия.
– Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?
– В кого мы сегодня превращались? В какие игры играли?
– Мне понравилось, как вы сегодня занимались, вы все молодцы.
Назвать детей передающих движения красиво и выразительно. Вручить всем памятные наклейки за активное участие.