Папки-передвижки

Комплексное занятие «Русские самоцветы» в музее детского сада «Живая старина»

Анисимова Елена Владимировна
Комплексное занятие «Русские самоцветы» в музее детского сада «Живая старина»
▼ Скачать + Заказать документы

(раздел камни)

«Российские самоцветы» .

.

Актуальность:

Знакомя детей с природой России, богатой полезными ископаемыми, мы расширяем знания об объектах неживой природы. Воспитываем уважение и бережное отношения к природным богатствам нашей страны. Знакомство с профессиями. Профессионалы своего дела (геологи-разведчики, добытчики, шахтеры, мастера обработчики)люди работающие с камнем. Развиваем патриотические чувства.

Задачи:

Публикация «Комплексное занятие „Русские самоцветы“ в музее детского сада „Живая старина“» размещена в разделах

Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком. Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру, развитие познавательной деятельности, образного творческого мышления, приобщение к истокам народной культуры.

Предварительная работа;

Знакомство детей с камнем, сравнение с песком, глиной, землей. Камни московской области. Экспериментальная работа на участке детского сада, камни и вода.

Музей камня в группе, «собери музей в кармашке»

Коллекция самоцветов.

В России свои самоцветы прославившиеся на весь мир. Чтение А. Гайдара «Чук и Гек». (Папа детей работал геологом)

. Чтение произведений П. Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Две ящерки», «Синушкин-колодец» и другие. Просмотр мультфильмов. Использование аудио книг. Рассматривание иллюстраций.

Знакомство с природой Уральского края.

Материал.

Использование материалов экспозиции музея детского сада. «Живая старина» (1. «Камни и самоцветы», 2 «русская изба»)

Заготовки панно с трафаретом фигурки оленя заранее сделанное с детьми. Мелкие природные камешки 7-3 мм диаметром. Яркие бусины 5 мм.

Ход занятия.

Обзорный рассказ воспитателя о месте и добыче камней.

Вы ребятки мои знаете, что основное место добычи самоцветных камней находятся на Урале. Уральские горы называют «Каменным поясом земли русской».Уральские горы поражают богатством своих недр, создавшие им славу подземной кладовой нашей страны. Здесь найдено около тысячи различных минералов и утчено больше 10 тысяч местолрождений полезных ископаемых. Железные руды, платина, асбест, драгоценные камни, калийные соли, по их залежам Уралу принадлежит первое место в мире.

Показ фото-иллюстраций Уральских гор

Началом добычи драгоценных камней можно считать те далекие времена когда человек в первые поднял с земли прозрачный камешек или нашел на березу моря кусочек оранжевого янтаря.

Добыча камней начинается в кабинетах ученых: с изучения горных пород, их происхождения, анализа и содержания. Производится разведка месторождений, берутся пробы из пробуренных скважин. Бывает что добыча ведется попутно с разведкой. Разведку производят геологические экспедиции. Отважные русские геологи в суровых условиях месяцами живут в экспедициях. Когда становится понятно, сколько драгоценного материала можно добыть в том или ином месторождении, тогда такое месторождение считается разведанным и можно начинать работы по добыче ювелирных камней.

(Использован материал В. Шуман««Мир Камня» том.

Способ добычи драгоценных камней зависит от того, в каком виде они находятся в природе.

Драгоценные камни например аметисты прячутся внутри огромных валунов из другой породы и найти их можно только разбив или распилив валуны. Горные быстрые реки. Имея в целом большую плотность, чем природообразующие минералы, драгоценные камни, уносимые течением рек, быстрее оседают с ослаблением потока воды. В некоторых местах их скапливается довольно много, и даже примитивная промывка грунта в тазиках дает результаты.

Ювелирные камни добывают с помощью подземных работ, иначе—горных выработок или открытым способом в карьерах.

Часто добывая железную руду, попутно проходчики нападают на жилы кварца и горного хрусталя и попутно добывают их, или с каменным углем часто встречается рядом гагат.

Показ фото материала по добыче камней проходит под комментарии воспитателя о трудовых подвигах русского народа.

И вот добытые камни попадают в руки каменотесов и художников – мастеров. Помните Данилу- мастера из сказок П Бажова. И сейчас есть такие мастера. В зависимости от ценности и размера камня будет изделие. Или это маленькая брош, а может ваза, чаша, скульптурка и т д.

Дети заходят в музей,, осматриваются… рассматривают экспозицию с минералами в музее детского сада. Воспитатель называет камни, что использовались в изделиях.

Сюрпризный момент.

Раздается стук. входит старик и девочка в простом крестьянском костюме с кошечкой на руках. Воспитатель, представляет ее детям,. Это Кокованя да Дарёнка с Муренкой к нам пожаловали. Прям из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Даренка приглашает детей на волшебных оленях пронестись по Уральским лесам.

Под песню «Лесной олень» легкая разминка- поездка.

Даренка приглашает детей в избу. Воспитатель напоминает, о том как жили Даренка и Кокованя.

Стук и все прислушиваются. Да, это «Серебряное копытце»стучит по крыше. Даренка выбегает и приносит шапке с камнями самоцветами.

Дети с Кокованей играют в «Чудесный мешочек» достают самоцветы и вместе называют правильное название, помогая друг –другу. (голубой агат, красная яшма и другие)

Воспитатель предлагает на память о том, что побывали в сказке сделать поделку из камешков. Дети выкладывают из мелких камней фигурку «Олененка», и разноцветными яркими бусинами самоцветы под его копытцем.

С памятными подарками в руках дети покидают музей

Публикации по теме:

Методическая разработка «Лаборатория живой и неживой природы» .

Электронное пособие для детей старшей группы «Наша область — Еврейская Автономия» Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей малой Родине. Особую актуальность приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие «Русские самоцветы» в музее детского сада «Живая старина»
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 13:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие «Русские самоцветы» в музее детского сада «Живая старина»» (включая файлы) размещена пользователем Анисимова Елена Владимировна (УИ 40694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД