Комплексное занятие в подготовительной группе «Чудеса матушки-природы» с учетом регионального компонента

Инна Сантаева
Комплексное занятие в подготовительной группе «Чудеса матушки-природы» с учетом регионального компонента

Комплексное занятие в подготовительной группе

«Чудеса матушки – природы» (явления природы с учетом регионального компонента)

Цели: - Закрепить знания детей об основных явлениях природы;

- умение различать явления природы в разное время года (по сезонам);

- способствовать развитию связной речи, логического мышления.

Программные задачи:

Воспитательные: - воспитывать экологическую культуру, любовь к природе;

- умение объяснять и различать основные явления природы;

Образовательные: - учить детей анализировать и делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- закреплять умение классифицировать различные природные явления по временам года;

- активизировать словарь по теме; воспитывать эстетическое восприятие природы.

Предварительная работа: - наблюдения за сезонными изменениями;

- чтение экологических сказок;

- опыты с водой; статическим электричеством; флюгером.

- беседы по теме.

Методы и приемы: - игровой, наглядный, использование художественной литературы

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Дети приветствуют гостей.

Восп.:- Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в сказку, а что бы попасть в сказку,

послушайте очень красивое стихотворение Марины Семкиной:

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле,речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром,туманы и роса,

Человек и время года-

Это МАТУШКА-ПРИРОДА! (слайд)

Восп.: Ребята! Наша сказка будет называться «Чудеса матушки – природы».

- Слушайте: - Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья Темнота, ее очень раздражали и злили яркие краски Природы. Она все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы.

Предлагаю вам превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные чудеса и вернем Природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь!

Восп.: Когда колдунья Темнота улетала в свой замок. Она обронила свою волшебную книгу, в этой книге заколдованные явления природы, которые мы с вами расколдуем. (слайд)

1 ЧАСТЬ ЗИМА:

Воспитатель: Колдунья Темнота специально появилась зимой, когда природа спит. Но мы отважные ребята и поможем Матушке-природе.

(открывает книгу)

Восп.: Первое задание - отгадайте загадку

«Он все время занят делом, он не может не идти.

Он идет и красит белым все, что видит на пути.» (снег)

Восп.: что такое снег?

Ребенок: Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. В мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга!

(слайд)

Восп.: Посмотрите, здесь есть еще заколдованные снежинки. Чтобы они вернулись природе на них нужно подуть (дыхательная гимнастика – снежинки на ниточках для каждого ребенка).

Восп.: ребята, когда идет снег и дует сильный ветер, как называют это явление природы?

Дети: Это явление природы называется – метель. Сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется метель. Иногда в народе её называют вьюгой.

Восп: А что же происходит на реках и озерах зимой?

Ребенок:. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. Это явление называется ледостав.

Восп.: нам надо выполнить задание – собрать из льдинок озера (пазлы).

(слайд)

Восп.: Ребята, в книге колдуньи есть две картинки, мы должны правильно назвать эти явления природы. Они очень похожи. Но имеют разное происхождение и называются по- разному.

(Дети сравнивают картинки изморозь и иней):

(1я картинка)

Ребенок: Пар поднялся от земли, и от холода замерз.

Превратился в иней он – вот такой метаморфоз!

Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи. (слайд)

(2я картинка)

Упал туман, пришел мороз – все покрыла изморозь,

Все деревья, провода…

Красота – вот это да!

Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями. (слайд)

Восп.: Правильно ребята. Изморозь часто путают с инеем, но иней это -(замерзший пар, а изморозь – замерзший туман)

2 часть ВЕСНА

Воспитатель: После зимы наступает какое время года?

Дети: После зимы наступает время года – весна.

Воспитатель: Что происходит со снегом весной?

Дети: Снег начинает таять… и называется это явление природы – СНЕГОТАЯНИЕ (слайд)

Воспитатель: Ребята, здесь есть картинка, на которой написано «песня», нам надо спеть песню про это явление природы. Что здесь изображено?

Дети: явление природы – КАПЕЛЬ (слайд)

(исполнение песни про капель 1 куплет)

Воспитатель: Снег растаял, солнце светит!

Просыпайтесь все на свете!

Как тепло, в природе – пир

Распахнитесь почки.

Просыпайтесь от сна – пусть наступит весна!

Воспитатель: Когда природа просыпается, все вокруг расцветает – как называется это явление природы?

Дети: Это явление природы называется – ЦВЕТЕНИЕ (слайд)

3 часть ЛЕТО

Воспитатель: Проснулась природа! И после весны наступило время года?

Дети: Наступило время года – ЛЕТО

Воспитатель: Давайте поиграем в веселую – летнюю игру, которая называется -

«Круговорот воды в природе» (игра имитация – физ. минутка)

Туча по небу летела, - дети встают в круг, руки лежат на плечах друг у друга,

Сверху вниз на всех глядела. Идут по кругу

Поглядела, а потом,

Пролилась она дождем - останавливаются, стучат пальчиками по ладошке

Капли прыгают по ветке,

По забору, по беседке.

В хороводе капли кружат - кружатся вокруг себя

И ныряют прямо в лужу. – «ныряют»

Солнце теплое выходит - поднимают руки снизу- вверх, пальчика раскрыты…

И лучом по луже водит. – руки вперед - машут

Золотого солнца жар

Превращает воду в пар.

Пар поднимается выше и выше, - руки вперед, ладошками кверху поднимают снизу-вверх

Облачко вдруг появилось над крышей… - руки в кольцо над головой

Ветер их сгоняет в кучу, - дуют «ветерок»

Превращает снова в тучу. – круг, руки на плечах друг у друга

Загремит веселый гром, - топают

Туча выпадет дождем. – стучат пальчиками по ладошке

Воспитатель: давайте назовем явления природы, с которыми мы играли

Ответы детей: (слайды: солнце, облака, туча, дождь, ветер)

Воспитатель: Ребята расскажите, как появляется дождь.

1й ребенок: Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь.

Воспитатель: а что вы знаете про молнию и гром?

2й ребенок: Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так возникает молния.

А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда.

(слайд – дождь, молния, звук грома)

Воспитатель: Нам нужно отгадать еще одну загадку про летнее явление природы

«В платье семицветном, на холсте небесном дружит с дождиком она, озорная…» (радуга)

(слайд)

Воспитатель: Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды

Воспитатель: Закончилось лето, природа готовится ко сну. Какое время года наступает?

Дети: наступает время года – ОСЕНЬ.

Воспитатель: Какое очень красивое явление происходит с растениями осенью?

Дети: Листопад!

Листопад – это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, характерный для осенней природы. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов.

(слайд)

Воспитатель: Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.

Ребята, наука которая изучает явления природы называется МЕТИОРОЛОГИЯ, а ученых, которые изучают явления природы называют МЕТЕОРОЛОГАМИ.

Есть еще необычные явления природы, которые не связаны с сезонными изменениями

«Как красивы полюса, там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут, только это не салют.

В небе сверкают краски разные,

Как называют это явление прекрасное?»

Дети: Северное сияние… (слайд)

Воспитатель: «Посмотрите, что за чудо – с неба звездочки летят!

Это Матушка-природа подарила…. (звездопад).

Ну скорее не зевайте – вы желанье загадайте!» (слайд)

Наши ребята приготовили для гостей звездочки (конструктивная деятельность, давайте подарим звездочки гостям (звучит песня «Мне звезда упала на ладошку) – дети дарят звездочки.

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Мы помогли Матушке-природе вернуть природные явления, а злая колдунья Темнота пропала! (слайд)

Итог занятия:

Ребята, как называлась наша сказка?

Дети: «Чудеса матушки-природы»

Воспитатель: Какие чудеса мы помогли вернуть Матушке-природе?

Дети: Явления природы …

Воспитатель: Что нового вы узнали? Как называется наука о природных явлениях?

Дети: Метеорология…

Воспитатель: Вы так хорошо справились с заданием, мне очень хочется на память вам подарить маленькие солнышки -шоколадки, что бы они вам дарили радость, и вы были здоровы и счастливы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группаДидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Сценарий игры-викторины «В гостях у Матушки Природы» в подготовительной группе Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование.

Интегрированное занятие «Игры с использованием национально-регионального компонента в группе раннего возраста»Интегрированное занятие «Игры с использованием национально-регионального компонента в группе раннего возраста» рограммное содержание: Развитие речи детей с использованием национально-регионального компонента через подвижные игры. Оборудование: конверт.

Конспект ООД с использованием регионального компонента в старшей группе «В гостях у бабушки Патимат» Конспект ООД с использованием регионального компонента и интеграции образовательных областей в старшей группе «В гостях у бабушки Патимат!».

Оформление прогулочного зимнего участка с учетом внедрения регионального компонента. Башкирский региональный компонентОформление прогулочного зимнего участка с учетом внедрения регионального компонента. Башкирский региональный компонент Оформление прогулочного зимнего участка с учетом внедрения регионального компонента. Башкирский региональный компонент. Оформление участка.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми ОВЗ (ЗПР) с учетом регионального компонента Паклинова С. Н. Сентябрь 1. «Я люблю свой детский сад» - экскурсия по детскому саду и уточнение значимости труда сотрудников для детского.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Комплексное занятие в подготовительной группе «Чудеса матушки-природы» с учетом регионального компонента
Опубликовано: 6 июля 2019 в 06:25
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

Работа с родителями. Групповая акция совместного творчества «Новогоднее настроение»...
Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас с АКЦИЕЙ, которая была организована на кануне Наступающего Нового года для родителей и дошкольников младшей группы....
Игровое физкультурное занятие «Курочка и цыплятки» для детей раннего возраста
Физкультурное занятие в группе детей раннего возраста Тема: Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке. Цель: закрепить умение правильно выполнять...
Фотоотчёт о посвящении в волонтёры в детском саду
Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу поделиться с вами радостным событием, которое произошло в нашем саду....