Ирина Карпова
Комплексное занятие в старшей группе «Какого цвета звуки нашего настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в старшей группе
Цель:
Обобщить знания детей об осени как времени года. Раскрыть её художественный образ в творчестве поэтов, композиторов.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Какого цвета звуки нашего настроения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Знакомить с музыкальными произведениями осенней тематики, различать настроение, слышать развитие музыкального образа.
Развивающие:
Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.
Развивать творческие способности детей во всех видах художественной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Атрибуты:
Репродукции картин: И. Г. Грабаря «Рябинка», М. Нестерова «Осенний пейзаж», А. Грицая «Летний сад».
Аудиозаписи произведений: А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Осенняя песня, С, Прокофьева «Фея осени».
Стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.
Видеозапись балета «Золушка» - «Приход осени».
Бумага, кисти, краски для рисования.
Ход занятия
Педагог по ИЗО. Ребята, сегодня у нас большая выставка. Какое время года представлено?
Дети. Осень.
Педагог по ИЗО. Верно, это осенние пейзажи. Что такое пейзаж?
Дети. Это изображение природы.
Педагог по ИЗО. Правильно. Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от жителей острова Чунга-Чанга. Давайте вместе его прочтём.
Открывает конверт, читает.
«Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга – Чанга. У нас крыглый год лето. Мы никогда не видели осень. Какая она? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания!»
Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга – Чанга узнать, что такое осень, и какая она бывает. Мы расскажем об осени в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлём жителям острова. Договорились?
Давайте поговорим об осени.
Вам нравится осень? Почему?
Осенние дни похожи друг на друга?
Даже в течении одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает осенью?
Поэты, художники, композиторы передают настроение осени в красках, в музыке, в стихах. .Давайте рассмотрим картину «Осенний пейзаж» Нестерова и «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря.
Что изображено на картинах? Какие цвета использовали художники?
Педагог рассказывает о картинах обобщая ответы детей.
Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора-весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Музыкальный руководитель. Послушайте фрагмент музыкального произведения итальянского композитора Антонио Вивальди. Это произведение так и называется – «Осень». Оно написано только для скрипок: оркестр скрипок и одна солирующая скрипка. Когда будете слушать, постарайтесь услышать, какая осень изображена в музыке.
Дети слушают фрагмент скрипичного концерта «Осень» А. Вивальди.
Какое настроение у музыки?
Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.
Включается «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Педагог по ИЗО.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
Это картина Алексея Михайловича Грицая «Летний сад».
Педагог рассказывает о картине, под инструментальное сопровождение.
Музыкальный руководитель. Когда вы рассматривали картину, звучала печальная, хмурая, унылая музыка. Как вы думаете, она передаёт настроение этой картины? Музыка, которую вы слышали, называется «Осенняя песня». Написал её Пётр Ильич Чайковский.
Педагог рассказывает о музыке.
Послушайте теперь фрагмент другого произведения, которое написал русский композитор Сергей Прокофьев. Это произведение носит название «Фея Осени». Прокофьев написал эту музыку для балета «Золушка». Когда сёстры и мачеха Золушки уехали на бал, к ней явились феи Осени, Зимы, Весны и Лета. Каждая приходила со своей музыкой. Послушаем произведение и скажем какой характер у феи Осени?
Дети слушают фрагмент «Фея Осени» из балета С. Прокофьева «Золушка».
Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.
Есть ли на вашей выставке картины, изображающие ветреную, сердитую, ледяную осень?
Дети. Нет.
Дети смотрят фрагмент балета «Приход Осени», педагог походу видеозаписи даёт комментарии, обращая внимание детей на выражение характера образа в танце.
Педагог по ИЗО. Мы посмотрели разные по настроению картины : светлую, спокойную; радостную, солнечную; грустную, печальную. А теперь я предлагаю вам нарисовать свою картину осень.
Дети рисуют осень.
Цель: способствовать развитию умения выражать разнообразные эмоции с помощью синтеза искусств.
Задачи:
Учить детей самостоятельно определять эмоционально-образное содержание музыкального, изобразительного произведения, поэтических зарисовок.
Развивать способность самостоятельно выбирать жесты, мимику, пластику, интонацию, цвет для передачи контрастных чувств (грусти – радости).
Развивать творческие способности детей во всех видах художественной деятельности. Закрепить полученные знания по теме «Холодные и тёплые тона». Формировать представление о связи тёплых и холодных тонов с настроением.
Закреплять умения в смешивании и подборе гуашевых красок.
Воспитывать умение работать в коллективе, составляя совместные композиции.
Ход занятия
Организационный момент, приветствие.
Работа по театрализованной деятельности.
Задача первая- передать настроение в мимике.
Спросить у детей какие они пришли сегодня на занятие. Предложить поиграть.
Этюд по выражению страдания и печали- (Стрекоза замёрзла).
Холодно, холодно
Ой-ей-ей!
Голодно, голодно
Жутко зимой.
Мне некуда деться
Сугробов не счесть
Пустите погреться
И дайте поесть.
Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами.
Этюд на выражение гнева- (Гневная гиена)
Я страшная Гиена
Я гневная Гиена
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
Этюд на выражение обиды- (Колдунья дуется)
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется
И вдохновенья нет.
Мимика: сморщенный лоб, поджатые губы.
Задача вторая- предать настроение в интонации.
Фразы для песенной импровизации
Чёрный кот у ворот грозно песни поёт
Плачет киска в коридоре, у неё большое горе.
Задача третья- передать настроение в жестах
Примеры жестов
Приветствие. Благодарность. Ласка.
Задача четвёртая- передать настроение в цвете
Подвести итог проделанной работе и спросить у детей, что помогает художнику передать настроение.
Вспомнить с детьми какие цвета относятся к холодным, какие к тёплым, используя зрительный ряд (иллюстрации к сказкам). Затем дать детям возможность самостоятельно определить настроение представленных иллюстраций, подвести к выводу о связи настроения изображения с цветом.
Использовать вопросы:
Какая картина написана в тёплых тонах, а какая в холодных?
Какие цвета использовал художник на одной и на другой картине?
Какое настроение чувствуется в этих картинах?
Работа по рисованию.
Каждому ребёнку выдаётся по два листочка и предлагается с помощью цвета изобразить грустное и весёлое настроение.
Задача пятая – передать настроение в пластике.
Работа по музыке.
Предложить детям послушать два контрастных музыкальных произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Дать детям возможность самостоятельно определить их настроение, используя дидактическую игру «Копилка».
Затем предложить детям предать в движении настроение музыки.
Подведение итог занятия.
1. Дети должны сказать, что помогает певцу, художнику, танцору, композитору передать настроение.
2. Как в жизни можно определить, какое у человека настроение?
3. Оформить коллективную работу «Поляна нашего настроения».