Татьяна Попова
Комплексное занятие в старшей группе по развитию речи «Спор двух сестер»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжить обобщать и активизировать словарь детей, эмоциональный отклик к явлениям природы: уметь видеть прекрасное, любить и беречь ее. Закреплять умение вырезать круги и фигурки птиц,развивать умение выполнять работу коллективно и аккуратно.
Предварительная работа: -Заучивание стихов и пословиц.
- Наблюдение на прогулке за солнцем, деревьями, снегом, приметами зимы и весны.
Оборудование: Запись "Голоса птиц", "Времена года" Вивальди,цветная бумага, клей, кисточки, салфетки, ножницы, подкладные листы.
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе по развитию речи „Спор двух сестер“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель под музыку: Только появились на деревьях почки,
Новенькое платье сшила мать для дочки,
С Яркими цветами и голубизною
Маленькую дочку назвала Весною.
Дочь свою вторую называя Летом
Мать дала ей много солнечного света.
Сильными плодами любовалась мать
Осень-третью дочку стала называть.
Снегом украшая горы и дома,
Имя старшей дочке-мать дала-Зима.
Вот и живут все четыре сестры на земле. У каждой свое время. Друг за другом приходят они к нам. За весной-лето. За летом-осень, за осенью-зима, а за зимой опять весна. Но, однажды, между двумя сестрицами произошел вот такой разговор.
Весна (ребенок) : До свидания, сестра,
Уходить тебе пора.
Наступает мой черед,
Не была я целый год.
Зима (ребенок) : Я тебя не подпущу.
Как завою, засвищу.
Позову к себе пургу.
И тебя прогнать смогу.
Весна: Ты напрасно рассердилась,
Ты, сестрица, не права,
Если б я не появилась,
То не выросла трава,
К нам скворцы не прилетели,
Не вернулись в край родной.
Зима: Что же это в самом деле
Вечно споришь ты со мной,
Я пушиста, я бела
Ребятишкам я мила.
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду.
Я желаю оставаться, я от сюда не уйду.
Весна: Ты мила, а я милее
И теплее и светлее.
Землю я хочу прогреть,
Чтобы зерна стали зреть.
Я иду тебе на смену
Зелень свежую несу,
Все деревья разодену
В рощах, парках и в лесу.
Люди ждут меня давно
Распахнули мне окно.
В каждый город, край
Приведу я месяц май!
Зима: Я тебя заледеню
И отсюда прогоню!
Воспитатель: Ребята, какие две сестры спорили между собой.
А вам какое время года больше нравится? Тем кому больше нравится зима пойдет в ее царство снегов и льдов. А тот кто любит весну пойдет к весне. (дети делятся на две группы).
Зима: Я Зима-Метелица!
В гости к вам пришла.
Кто любит мой пушистый снег,
Узоры на окне?
Кто любит санок быстрый бег?
Кто радуется мне?
Дети: Мы любим, Зимушка, тебя,
Твой иней и ледок
И снег пушистый на ветвях,
И санки и каток.
Воспитатель: Ребята, а почему вам нравится зима? (ответы детей)
Воспитатель: Но ведь зимой очень холодно. Дует сильный ветер. трещат морозы. И они такие лютые, что замерзает трава, цветы. ( дети: они не замерзают. Зима прикрывает их белым снегом. Они спят под ним. как под одеялом)
Вос-ль: Зимой снег в самом деле греет. Как одеялом укутывает он поля. Под этим снежным покрывалом хорошо чувствуют себя хлебные всходы. И сады лучше переносят зиму, если снег утепляет ствол дерева.
Вспомните приметы о снеге.
Дети: "Много снега-много хлеба"
"Снега надует- хлеба прибудет"
"В белоснежную зиму и яблоня не зябнет"
Воспитатель: Ну, а звери, им ведь холодно (дети рассказывают как звери зимуют).
А как же птицы? Как им быть зимой (Улетают в теплые края). А те которые остаются, где они найдут себе корм, все засыпано снегом?
Воспитатель:Любят дети Зиму-зимушку, потому что на санках можно покататься, и в снежки поиграть, а длинным зимним вечером под завывание метели можно и сказку послушать.
-А вот за что любят весну?
1-ребенок: Только что на улице
Встретился с Весной.
Очень много всяких дел
У неё самой.
2-ребенок: Нужно все сосульки
С наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга
Будут прилетать.
3-ребенок Да еще расчистить
Место для травы.
Всех не перечислить
Хлопот у весны!
Вос-ль: Всем вам нравится Весна, какими словами о ней можно сказать (Весна-красна, ясная, цветущая, долгожданная, желанная, теплая, холодная, ранняя, поздняя)
Воспитатель: А еще Благоухающая, неустойчивая. (объяснить почему)
За что вы любите весну (ответы детей)
Воспитатель: Вот видишь, Зима, дети любят не только тебя. Ты на славу потрудилась, устала. Отдохнуть тебе пора. Поэтому и тебя, Зима, и вас, дети, я приглашаю к разговору о весне.
Недавно мы зиму встречали, дети. Была она хозяйкою на славу: поля, леса укутала снегами, чтобы мороз не заморозил их. Теперь прошла её пора, Весну встречает детвора!
Воспитатель: Ну, Весна, как дела?
весна: У меня уборка!
воспитатель: Для чего тебе метла?
Весна: Снег смести с пригорка!
воспитатель:Для чего тебе лучи?
Весна: Для уборки тоже.
Я лужайку подсушу
И цветами наряжу.
Воспитатель: Ребята, давайте мы поможем Весне нарядить ее лужайку. Давайте к этой лужайке пробежим весенним ручейком.
Физминутка "Ручеёк"
Воспитатель: Посмотрите, цветочкам не хватает сил распуститься, они набрали только бутоны. Давайте поможем им. А вот на этом дереве не хватает птиц, чтобы они нас порадовали своим пением.
Дети выполняют работу:(под музыку Вивальди)
одна подгруппа - делают цветы, вторая - наклеивают птиц.
Воспитатель: Посмотрите, как стало замечательно у нас на лужайке. Птици запели на все голоса. (Звучат голоса птиц). А цветы-то цветы, небывалой красоты. Вы настоящие волшебники. Вы так меня порадовали. А вам нравится?
Снег с полей унесли
В синеморье ручьи.
Стали солнца лучи
Горячи-горячи.
На пригретых лугах,
На полянка лесных
Появились цветы.
Как улыбка весны.
Давайте эту картину прикрепим на стенд, где висят наши рисунки. Пусть мамы увидят ее и порадуются вместе с нами наступлению весны.