Елена Николаевна
Комплексный подход к профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 2)
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Отечественные и зарубежные ученые давно установили, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
(Слайд 3)
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
(Слайд 4)
Публикация «Комплексный подход к профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. По мере роста ребенка родителям и воспитателям, как дома, так и в детских садах, необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно ходил, сидел, двигался.
(Слайд 5)
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
(Слайд 6)
В нашем детском саду функционируют ортопедические группы. Данное направление деятельности является актуальным и социально-значимым. Это доказывают результаты обследований детей врачами-ортопедами. Наиболее часто выявляющиеся патологии: сколиотическая осанка, круглая спина и плоскостопие.
(Слайд 7)
Педагоги и специалисты стараются создать максимальные условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребёнка. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, физкультурные занятия, спортивные развлечения.
(Слайд 8)
Основной причиной дефектов осанки является привычные положения тела при сидении или стоянии. В связи с этим уделяется большое внимание детской мебели, которая соответствует росту ребёнка.
(Слайд 9)
Регулярно проводится утренняя гимнастика с использованием разнообразных игровых упражнений с различными предметами и спортивными атрибутами, упражнений для дыхания и профилактики нарушений ОДА.
(Слайд 10)
Инструктор по физической культуре проводит элементы корригирующей гимнастики, учитывая специфику нарушений и подбирая соответствующее оснащение.
(Слайд 11)
Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психо-эмоциональной сферы. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально-ритмические упражнения для профилактики нарушений ОДА, этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психо-эмоциональной сферы.
(Слайд 12)
Также, эффективным средством профилактики и исправления нарушений ОДА является плавание. Оно благоприятно отражается на развитии органов дыхания, обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и укрепления скелета.
(Слайд 13)
Дети с нарушением ОДА имеют сопутствующий речевой диагноз, и поэтому учитель-логопед также включает в свои занятия физкультурные минутки, чередуя разные виды деятельности, предупреждая утомление детей.
(Слайд 14)
Профилактике нарушений ОДА способствует гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Она позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, поднять мышечный тонус.
(Слайд 15, 16)
Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы используются различные виды ходьбы: по ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Детям очень нравится выполнять упражнения, используя ортопедический тренажёр «Ножки и ладошки», мячи-массажёры для массажа рук и стоп.
(Слайд 17)
Гимнастика на надувных мячах позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и гармоничной тренировки основных групп мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.
(Слайд 18)
Огромное значение в профилактике заболеваний ОДА детей имеют ортопедические игры, с помощью которых дети обучаются навыкам принимать и фиксировать правильную осанку, правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы, обучаются массажу рук и стоп.
В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп. Они представлены на слайде.
(Слайд 19, 20, 21)
Как во время прогулок, так и в группе, мы проводим игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса, а также игры и упражнения для профилактики плоскостопия.
(Слайд 22)
Параллельно с работой с детьми всегда идёт активное сотрудничество с их родителями. Проводятся анкетирования, индивидуальные беседы, встречи на родительских собраниях, спортивные досуги, праздники и развлечения. Главное в работе с родителями – формирование их активной позиции в воспитании и оздоровлении своего ребёнка, преодоление равнодушия к тому, что делается в дошкольном учреждении.
(Слайд 23)
Ведь каждый любящий родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым. А счастливый ребёнок – это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха.
Таким образом, в процессе коррекционной работы с детьми, при реализации комплексной системы оздоровления у детей формируется здоровый образ жизни, осознанное бережное отношение к своему здоровью. (Слайд 24)