МААМ-картинки

Концептуальное изложение педагогического опыта «Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников»

Альфия Тимиралеевна Кинчина
Концептуальное изложение педагогического опыта «Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Концептуальное изложение педагогического опыта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

(МАОУ СОШ № 1)

ул. Ленина, д. 26, г. Тобольск, Тюменская обл., 626156 тел/факс: 8 (3456) 22-31-65

e-mail: 1-shkola@mail.ru

Концептуальное изложение педагогического опыта:

«Квест-игра - как средство познавательного развития старших дошкольников»

Кинчина А. Т. ,

Воспитатель

МАОУ СОШ № 1

Тобольск, 2019

Публикация «Концептуальное изложение педагогического опыта „Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников“» размещена в разделах

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…. 3

1. История возникновения квестов как педагогической технологии. …. 6

2. Виды квестов…. 8

3. Структура квест-игры…. 9

4. Алгоритм подготовки квест-игры…. 9

5. Практические аспекты квест-технологии направленные познавательное развитие старших дошкольников…. 11

6. Анализ результатов эксперимента…. 14

Заключение

Список литературы

Введение

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое. Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи познавательного развития дошкольников: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы, которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи, формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра. Использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как, квест, является актуальным.

Объект исследования: процесс познавательного развития старших дошкольников посредством разработанного комплекса квест-игр.

Предмет исследования: влияние разработанного комплекса квест-игр на уровень познавательного развития старших дошкольников.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность применения квест-технологии на процесс познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели и, учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю возникновения «Квестов» как педагогической технологии.

2. Изучить разнообразные виды квестов в работе с дошкольниками.

3. Составить алгоритм подготовки квест-игры.

4. Разработать комплекс квест-игр для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и внедрить их в образовательный процесс.

Гипотеза: процесс познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста с использованием квест-технологии будет наиболее успешным, если:

– будет разработан и апробирован комплекс квест-игр, направленный на развитие познавательного интереса у старших дошкольников.

Элемент новизны заключается в разработке комплекса игр с использованием квест-технологии, направленного на познавательное развитие старших дошкольников.

Методы: теоретические методы – изучение и анализ литературы, периодических изданий, сравнение, обобщение; эмпирические методы – тестирование, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость: состоит в том, что разработанный комплекс квест-игр может быть использован в работе с детьми в системе дошкольных образовательных учреждений в образовательной области «Познавательное развитие».

База исследования: МАОУ СОШ №1. В экспериментальном исследовании приняли участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в каждой группе - 34 человека.

1. История возникновения квестов как педагогической технологии

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты чаще всего называют «бродилками», поскольку для достижения цели нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку в определенной ситуации для перехода на следующий этап. Квесты рассчитаны на широкую аудиторию всех возрастов:

детские квесты,

квесты для взрослых,

квесты, для совместных игр взрослых и детей

В образовательном процессе квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника. Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

-Карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.

2. Виды квестов

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

1. Чаще всего используются линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

2. Штурмовые квесты хорошо проходят в младшем возрасте, т. к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения, из которых потом можно сделать аппликацию и т. д.

3.Кольцевые квесты очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.

3. Структура квест-игры

Структура образовательного квеста может быть следующей:

Введение (в котором прописывается сюжет, роли). Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Задания (этапы игры, вопросы, ролевые задания). В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Оценка ](итоги, призы).

Игроков сопровождает взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

4. Алгоритм подготовки квест-игры

1. Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера

2. Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т. д.)

3. Разработка маршрута передвижений

4. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска

5. Подготовка реквизита для проведения каждого задания

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Идеи квестов идеально подходит для старших дошкольников: дети сталкиваются с различными ситуациями или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату.

Таким образом, правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство, позволяющее решать задачи познавательного развития дошкольников.

Квест – это весело! В такой игре даже взрослый активно включается в ту или иную роль, что уж там говорить о детях, они перевоплощаются в героев полностью.

Квест развивает! Задачи квеста направлены на развитие логики, творческого мышления. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступны для детей.

Квест сближает! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу.

5. Практические аспекты квест-технологии направленные на

познавательное развитие старших дошкольников

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:

1. Констатирующий этап, содержанием которого стало диагностика уровня познавательного развития дошкольников подготовительных к школе групп на начальном этапе эксперимента.

2. Формирующий этап, содержанием которого стала организация образовательной деятельности с использованием квест-игр в экспериментальной группе.

3. Контрольный этап, на котором проводилось диагностика уровня познавательного развития экспериментальной и контрольной групп дошкольников для подтверждения поставленной гипотезы.

Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии мы начали с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Поэтому мы разработали комплекс квест-игр и составили перспективный план. (Таблица1).

Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Этой осенью в рамках реализации проекта «День здоровья» педагогами старших групп был организован квест - поход «Юные следопыты». Ребята, вместе с родителями, следуя разработанному маршруту, преодолевая препятствия, закрепили правила безопасного поведения в природе, освоили простейшие туристические умения и навыки, совершенствовали двигательные способности, направленные на укрепление здоровья и выносливость. «В поисках пиратских сокровищ», «В здоровом теле, здоровый дух», «По следам любого зверя». Ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческой истории. вспоминали самые интересные моменты, делились впечатлениями, и вновь хотели бывать в роли кладоискателей и совершать путешествия. В дальнейшем, особенно на прогулке, дети сами придумывали приключенческие игры, где необходимо было выполнять различные задания, для продвижения к цели. Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями, животными и пр. Для этого была организована соответствующая предметно-развивающая среда. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом.

Дошколята отлично справлялись с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку. Все задания были подобраны в соответствии с возрастом детей и имели не только игровой характер, но и решали поставленные задачи, направленные на познавательное развитие.

Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в детском саду, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Таблица 1

Перспективный план разработанных квест игр

Месяц Тема

октябрь «День Здоровья»

«Спасатели»

«Лабиринт»

«Страна правил безопасности»

ноябрь «В здоровом теле, здоровый дух»

"Поиски сокровищ пирата Флинта»

«Потерянные краски»

«Отправляемся в путешествие в гости к лесовичку»

декабрь «В гостях у морского царя»

«Затерянная лаборатория»

«Тропа безопасности»

«Помогите Дед Морозу найти посох»

январь «Волшебное зеркало Снежной Королевы»

«Страна дошколят»

«В поисках затерянной цифры»

«По следам любого зверя»

февраль «В поисках пиратских сокровищ»

«Поиск по запискам»

«Поможем Домовенку Кузе»

«Военные учения»

Проведенный анализ теоретических аспектов подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования. Базой исследования экспериментальной работы стало МАОУ СОШ № 1 (структурное подразделение «Детский сад») Экспериментальной была определена подготовительная к школе группа дошкольников «Капелька», контрольной – «Смешарики».

Познавательное развитие в детском саду строится на основе «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения МАОУ СОШ № 1.

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

6. Анализ результатов эксперимента

Констатирующий этап эксперимента.

Мониторинг познавательного развития дошкольников старших групп

На констатирующем этапе эксперимента в сентябре 2018 г. нами была проведен мониторинг познавательного развития в подготовительных группах детского сада «Капелька», «Смешарики», количество воспитанников в каждой группе -34 человека.

Анализ результатов диагностики дошкольников группы «Капелька» показал: высокий уровень познавательного развития 3 человека (10 %, 12 человек средний уровень (38%) и 17 человек (52%) – низкий уровень. Контрольная группа «Смешарики»: высокий уровень познавательного развития – 2 человека 9%, 15 человек (45%)– средний, 15(46%) – низкий.

И так, анализ уровня познавательного развития свидетельствовал о невысоком уровне развития дошкольников и необходимости его стимулирования, что предопределило использование в своей работе квест - технологии.

Формирующий этап эксперимента. Педагогический эксперимент

Квест- технология включает в себя огромное количество возможностей для социализации детей: позволяет развивать креативные способности детей, что позитивным образом сказывается на их социализации; важной организационно-психологической ценностью квест – технологии является работа в команде; это процесс освоения новых технологий.

Данную технологию, можно использовать как дома родителями, так и в детском саду что, безусловно, нельзя не оценить.

Контрольный этап. Выявление результативности

Благодаря данной технологии, показатели промежуточной диагностики, проведенные у экспериментальной группы в январе 2019 г., значительно улучшились, у детей появился интерес к новой деятельности, дети получили определенные знания, умения и навыки: проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства.

Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.

Таким образом, данная технология даёт нам возможность:

- стимулировать детей к достижению того или иного результата;

- достичь определённой и реальной цели;

- использовать разные виды продуктивной деятельности;

-проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, а также освоенные ранее знания и умения;

- формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Между тем, данные показатели в контрольной группе по сравнению с экспериментальной ниже, что обусловлено использованием квест - технологии в экспериментальной группе «Капелька» (Таблица 2).

Сравнительный анализ уровня познавательного развития

контрольной и экспериментальной групп

Таблица 2

Капелька Высокий % Средний % Низкий %

сентябрь 10 38 52

январь 17 55 28

Смешарики Высокий % Средний % Низкий %

сентябрь 9 45 46

январь 11 47 42

Заключение

Исходя из проведенной работы, можно сделать вывод, что задачи, поставленные на период работы по данной проблеме, выполнены успешно. Гипотеза подтвердилась.

Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.

Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка.

Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.

Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Надеемся, что наш опыт пригодится педагогическим коллективам для создания интересной и познавательной деятельности с дошкольниками.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации".

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки№1155 от 17.10.2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

3. Быховский, Я. С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]/ Я. С. Быховский (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).

4. Каравка А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. - 2015. - №3. - С. 20.

5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр. 44.

6. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

8. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С. 138-140. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.

9. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii

10. http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma- obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami

11. http://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/

Публикации по теме:

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании,.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Из опыта работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания дошкольников» Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания дошкольников» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорно-познавательного развития детей раннего возраста» Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Мастер-класс «Игры с именами признаков как эффективное средство познавательного развития дошкольников» Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Обобщение педагогического опыта по теме «Игра как метод экологического воспитания дошкольников»Обобщение педагогического опыта по теме «Игра как метод экологического воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме :«Игра –как метод экологического воспитания дошкольников.» Обострение экологической проблемы в.

Обобщение педагогического опыта по теме «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей» Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей»1. Условия.

Экспериментирования как средство познавательного развития дошкольников Экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концептуальное изложение педагогического опыта «Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 17:49
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концептуальное изложение педагогического опыта «Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Тимиралеевна Кинчина (УИ 1424978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД