МААМ-картинки

Конфликт ребёнка с педагогом «Как найти выход из «безвыходной» ситуации?»

Ольга Чернова
Конфликт ребёнка с педагогом «Как найти выход из «безвыходной» ситуации?»

Школа – это особая среда. Здесь дети приобретают не только знания, но и навыки общения. Важную роль в учебном процессе играют положительные отношения с одноклассниками, а также ровные отношения с педагогами. Однако научные исследования доказывают, что сегодня многие дети сталкиваются со сложностями в учебном заведении. Они вынуждены бороться с трудностями практически ежедневно – как в межличностном плане, так и в учебном. Ни для кого не новость, что многие из них состоят в плохих отношениях со своими учителями. И если ваш ребенок – не исключение, то вам как родителям необходимо вмешаться, чтобы помочь и исправить такую ситуацию.

Публикация «Конфликт ребёнка с педагогом „Как найти выход из „безвыходной“ ситуации?“» размещена в разделах

Возникает вопрос: а как лучше это сделать, чтобы не навредить ребенку и еще больше не усугубить положение?

Избежать конфликтов удается не каждому. Хорошо, когда ребенок умеет решать проблемы самостоятельно. Но, к сожалению, не каждый учащийся имеет подобные «дипломатические» способности. Поэтому иногда найти общий язык с учителем бывает очень непросто. Порой даже взрослые не знают, какие действия предпринимать при появлении у ребенка такого конфликта. А ведь конфликты – это спутники нашей жизни и нужно уметь их разрешать.

Задача папы и мамы – признать наличие конфликта, найти его причины и, по возможности, устранить. Они должны помочь ребенку разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. В такие моменты детям особенно важно чувствовать поддержку со стороны близких.

Родители должны научить своих детей решать появляющиеся в жизни проблемы на своем примере. Им необходимо понять, есть ли объективные причины недопонимания. И, конечно, постараться погасить конфликт в самом начале, чтобы он не затянулся и не привел к новым проблемам. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон, а их взаимодействие с учителями оказывает влияние на детей, их поведение и желание учиться.

Что же способствует зарождению конфликта между ребенком и учителем? Ребенок оценивает своего педагога прежде всего по человеческим качествам. И у него возникает негодование, когда он становится свидетелем бестактного отношения со стороны учителя, слишком грубого обращения с учениками, наличия любимчиков, проявления неуважения к учащимся. Естественно, это все сказывается на учебе.

Дети не могут хорошо относиться к педагогам, которые, как им кажется, не являются опытными профессионалами. Это тоже может вызвать конфликт. Естественно, совсем без разногласий обойтись невозможно. Однако это не указывает на то, что ваш ребенок является менее способным, нежели другие дети. Вам также не следует считать педагога плохим человеком. Ведь непонимание может возникнуть по самым разным причинам. В любом случае, оно не должно затягиваться.

Какие причины конфликтов между учениками и учителями наиболее распространены?

• Откровенные придирки учителя к ребенку, основанные на личной неприязни.

• Плохое поведение ребенка в школе. Причины такого поведения могут быть самыми различными: неорганизованность ученика, подавление в семье, вседозволенность, желание утвердиться в коллективе. Возможно, подросток испытывает себя в борьбе со взрослым, не отвечающим его представлениям об идеальном человеке.

• Неуважительное отношение к ученику. Учителя при выставлении низкой оценки могут проявлять бестактность: плохо оценивая результаты усвоения материала на уроке, они распространяют эту оценку на него как человека, грубо осуждают его личные качества.

Педагог прибегает к оскорбительным для ученика эпитетам, вешает такие ярлыки, называя ребенка бездарем, лентяем и т. п.

При разрешении конфликтов между ребенком и учителем необходимо:

• объективно оценить ситуацию;

• поговорить с ребенком;

• поговорить с учителем.

Этап 1. Оценка ситуации

Если у ребенка сложились напряженные отношения с учителем, уже на ранней стадии это можно определить по некоторым признакам:

школьник пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обыч­но;

• рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках;

• игнорирует задания учителя;

• нервничает при упоминании об учителе и т. п.

Если ваши опасения подтвердились и у ребенка имеются какие-либо проблемы в учебном заведении, то необходимо поговорить с ним. Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось.

Этап 2. Беседа с ребенком

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

• Для начала поговорите с ребенком. Главная цель вашего с ним разговора – дать ребенку возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого он сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы.

• Выслушайте его внимательно. Даже если вам не понравится его рассказ, не спешите прерывать ребенка. Позвольте ему выговориться.

• В ходе беседы обратите внимание на интонации и иные особенности речи. К примеру, когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища.

• После того, как ребенок выговорился и выплеснул свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях начинает повышать голос и т. д.

• Примите сторону ребенка в конфликте, поддержите его, дайте понять, что сочувствуете ему, но при этом не обвиняйте ни в чем педагога. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель – такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным. Постарайтесь его убедить, что ни у него, ни у учителя нет злых умыслов. Объясните, насколько трудно порой найти взаимопонимание.

• Подумайте вместе с ребенком, что можно сделать в сложившейся ситуации. Вместе попробуйте найти пути решения конфликта. Пусть ребенок сам предложит несколько вариантов.

• В конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т. д.

• В то же время вам не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

• Также следует убедить ребенка самому поговорить с учителем и попробовать найти взаимопонимание.

Этап 3. Разговор с учителем

• Без разговора с педагогом в случае конфликта не обойтись и вам, родителям. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.

• Еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. Помните, что у каждой стороны – своя точка зрения. В данном случае их три: ваша, учителя и ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.

• Психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы пытаетесь найти выход из ситуации, а не виноватого.

• Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз пригодится в других сложных ситуациях. Грамотная техника ведения беседы (см. таблицу «Памятка родителям») подразумевает тонкий баланс между умением говорить и способностью слушать. Не пытайтесь доминировать в общении с педагогом, принимая на себя роль неутомимого оратора.

• Поговорите с учителем без претензий. Скорее всего, в таком случае вам вместе легче будет найти выход. В общении с учителем необходимо спрашивать, слушать, вникать и стараться создать атмосферу сотрудничества.

• Во время диалога не преувеличивайте вину своего ребенка и не заискивайте перед учителем.

• Иногда для разрешения конфликта достаточно совместно выявить его причину, потому как учитель не может знать обо всех сторонах жизни своих учеников. Возможно, плохое поведение и отказ заниматься связаны с какими-нибудь семейными проблемами. В таком случае нужно время, чтобы жизнь ребенка пришла в нормальное русло. Также «бунт» на уроках может иметь корни в личных неудачах школьника, в семейных ссорах, занятиях в нелюбимой секции… Если такое или подобное имеет место быть, расскажите об этом учителю, он должен строить взаимоотношения с учеником, принимая во внимание эти моменты.

• Оставайтесь объективными. Не стоит выплескивать свои эмоции, строить догадки. Говорить следует о существующих фактах, смотреть на проблему со стороны жизненного опыта. Поверьте, выход найдется в любом случае.

• Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на его личных впечатлений. Фраза, которую часто можно слышать: «У вас он один, а у меня – тридцать». Да, весь класс. Помните: задача учителя заключается не только в обучении детей, он также отвечает за нюансы атмосферы, за отношения между учениками в классе. Школа обязана предоставить безопасные во всех отношениях условия для обучения ребенка.

• Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения вашего ребенка.

• Даже если ваш разговор с учителем зашел в тупик, поинтересуйтесь у него, как он представляет благополучный выход из конфликта. Узнайте у него, что он собирается делать в сложившейся ситуации. Имейте в виду, что за исход конфликта несет ответственность именно учитель, так как он – опытный и взрослый человек, занимающийся профессиональным воспитанием учащихся. И не стоит забывать главное: вы защищаете права своего ребенка, и ваша задача состоит в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе.

В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая – нет.

Если виноваты вы или ваш ребенок, то необходимо извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Наоборот, вы испытаете облегчение и усилите чувство собственного достоинства. Спокойно обсудите вместе с ребенком, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок еще не готов к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует стереотип, который заключается в том, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и со временем изменит свое отношение к ребенку.

Также вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет учителя. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (и вашу тоже).

Стремитесь поддерживать хорошие взаимоотношения с учителями, так как это может уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы. Для того, чтобы в будущем свести подобные конфликтные ситуации к минимуму, старайтесь поддерживать с учителями ровные отношения и никогда не отзывайтесь о них плохо при ребенке.

Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в решении каких-нибудь проблем школы в рамках своих возможностей. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел интересное хобби. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой – помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как найти общий язык с ребёнком» Как часто вы общаетесь со своим ребёнком? Понятен ли вам язык общения с вашим ребёнком? Как вы чувствуете, интересно ли малышу общаться.

Видеофрагмент новогоднего утренника «Выход бабушки Яги» Вниманию коллег представляю видео фрагмент новогоднего утренника " Выход бабушки Яги". Накануне я опубликовала фрагмент сценария с таким.

Конспект занятия по развитию речи «Как найти здоровье» (средняя группа) План – конспект по развитию речи в средней группе Тема «Как найти здоровье» Цели:  Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной.

Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.

Консультация для родителей «Как найти общий язык с подростком?» Как найти общий язык с подростком? Многие родители задают вопрос, как найти общий язык с подростком, ведь он становится более замкнутым,.

Консультация для родителей: как найти подход к протестующему ребенку Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Как найти подход к «протестующему» ребенку Подготовила: воспитатель Чехонадская.

Консультация для родителей «Как найти подход к «протестующему» ребёнку» Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется? 1. Тем, что ребёнок, начиная с 2-х летнего возраста, всё хочет делать сам.

Памятка для педагогов «Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой?» Рекомендации при работе с гиперактивными детьми: 1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например,.

Памятка для родителей «Путь к согласию, или как разрешить конфликт» Памятка для родителей. «Путь к согласию, или как разрешить конфликт» Конфликт с детьми в семье чаще всего провоцируется педагогическими.

Сценарий выпускного праздника «Как найти ключ знаний?» по мотивам сказки «Королевство кривых зеркал». «КАК НАЙТИ КЛЮЧ ЗНАНИЙ?» СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ «КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конфликт ребёнка с педагогом «Как найти выход из «безвыходной» ситуации?»
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 16:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД