Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зук [Щ]. Буквы «Щщ»

Гульбаршин Чайкенова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зук [Щ]. Буквы «Щщ»

Тема: «Согласный звук [щ]. Буквы Щщ

Цель:

• Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой.

Задачи:

• Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и предметным картинкам;

• Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;

• Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;

• Воспитание аккуратности.

Билингвальный компонент:щенок-кшік,щука-шортан.

Оборудование:картина: щуки,Емели;удочка,рыбки с словами на брюшке,касса букв и звуков,картины: лещ,ящик,плащ,роща,овощи,щетка;зубная щетка,щетка для одежды,щетка для обуви.

Ход ОУД:

I. Организационный момент.

Утренний круг.

II. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку. Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

1. Выделение нового звука

На доске картинка щуки.

– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук.

Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

а) как произносим звук, протяжно или отрывисто;

б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух;

в)что слышите при произношении: шум или шум с голосом;

г) какой звук слышите после [щ] с слове щука? Но как произносим [щ]?

– Дайте короткую характеристику звука.

– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий круги).

– Составим схему на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы.

– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1-ый звук согласный Л

2 –ой звук гласный

3 -тим добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

-Правильно «лещ»

– Составим схему слова лещ на доске.

– Найдите место нового звука в схеме и поставьте под условным обозначением звука точку.

– Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука? А в слове лещ?

– Как произносится этот звук в начале и в конце слов? (Мягко).

– Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий).

2.Игра: «Рыбалка»

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.

– Что вы делаете, когда клюет рыба?

– Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку

Дети читают слова на брюшке у рыбок.

– Посчитайте, сколько слов вы выудили.

– А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова).

– Какой еще шипящий звук встретился в словах?

– Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.

Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,

А [щ] прерваться спешит.

Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,

А [щ] спешит улизнуть.

3. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой

– Какой буквой обозначим звук [щ]?

– Как называется эта буква? (ща).

– На что похожа эта буква?

(Собственные высказывания детей). Воспитатель вывешивает буквы Щщ на доску.

– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ).

Хватать, глотать умеют щуки,

Другой не нужно им науки.

– Что вам напоминает этот рисунок?

– Сравним с печатной буквой Щ?

– Из каких элементов состоит печатная буква Щ? Из четырех элементов.

Воспитатель показывает печатные буквы на доске. Дети в воздухе.

4. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов

На доске карточки с буквами ш и щ.

– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,

Но у Щ есть хвостик острый.

- Ребята, давайте выучим скороговорку.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем ее медленно.

- Быстро.

-Тихо.

- Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

- Какой звук встречается чаще других?

- Какой он? Почему?

- Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Есть ли у него мягкий братик?

- Правильно, звук “ш” всегда твердый!

- Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

- Представьте,змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

- Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

-Дети,мы уже знаем,чтозвук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

- Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

-Дети,чем мы чистим зубы?

-А еще какие щетки бывают?

(Воспитатель вывешивае картины :зубную щетку,щетку для одежды и для обуви)

5.Физминутка: «Рыбки»

Рыбки плавают в воде,

В чистой,тепленькой воде.

То сойдутся,разойдутся,

То зароются в песке.

6.Воспроизведение чистоговорок:

- Произнесем чистоговорки:

Ща – ща – ща – Шура ходит без плаща.

Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.

Щи – щи – щи – щавеля мне поищи.

Щу – щу – щу – я щенка ищу.

Щи – щи – щи – где же он пищит?

7.Игра : «Слоговый аукцион»(Придумайте больше слов со слогами.)

Ща –

Ще –

Щу –

8. Работа в тетради.

Работа над звуковым составом слова:

- На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Ящик,плащ,щука,лещ,щетка,овощи,роща,клещ.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. Проверим!Соедини со схемой.

- Составим схему к слову “щука”

- Сколько слогов? Почему?

- Какой слог ударный? Какой он по счету?

- Назовите безударный слог? Какой он по счету?

- Произнесите первый слог.

- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

- Какой второй звук первого слога? Характеристика.

- Произнесите второй слог.

- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

- Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

- Произнесем еще раз слова.

- К какому слову подходит эта схема? (щипцы и клещи).(На доске звуковые схемы слов)

9. Физминутка «Ветер дует».

10.Работа над рассказом:

- Послушаем рассказ.

- Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила – была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из – под стола щетку и стал с ней играть.

- Кого подарили Кате?

- Куда посадила Катя щенка?

- Где уснул щенок?

- Что сделал щенок, когда проснулся?

- Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

- Перескажем рассказ по цепочке.

11. Работа в азбуке тетради.

Помоги Щенку запустить шары. Найди шар с правильным изображением буквы Щ.

12. Игра “Разноцветный сундучок ”.

- Поиграем в игру, которая называется “ Разноцветный сундучок ”.

Цель:учить детей описывать предметы.

Материал:шкатулка,щетки:зубная,для обуви,для одежды.

Ход.

Воспитатель:

Я предметы положила,

В разноцветный сундучок.

Ну-ка,Ваня,загляни-ка,

Вынь предметик,назови.

Дети вынимают и описывают предмет.

13. Прочитай слоги по звуковой (зеленой) ленте.

14. Сочетания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

15. Превращения слов.

К+ЛЕЩИ=?

16. Печатание букв в тетради.

Воспитатель показывает повторно на доске,а дети в воздухе. Далее печатают в тетради.

IIIИтог:

- С каким звуком сегодня познакомились? - Поиграем в игру. Хлопните, если услышите звук “щ”:

Каша, пища,пищать, печать, гуща, куча, трещать, ,щепка,встречать, укачать, угощать.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш» План - конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: “ Звук и буква “Ш”. Цель: Закрепление правильного произношения.

Логопедическая игра «Ученая улитка» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЧЕНАЯ УЛИТКА» (автор: учитель-логопед МБДОУ д/с №12 МО г-к Анапа Данилова Т. О.) Цель: развитие фонематического.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • День Победы, 9 мая
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зук [Щ]. Буквы «Щщ»
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 08:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки