Елена Федотова
Конспект «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казнное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» п. Октябрьский
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в средней группе
по теме: "Дикие животные зимой. "
Воспитатель: Федотова Елена Борисовна
2018г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней
Публикация «Конспект „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
группе по теме "Дикие животные зимой. "
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация",
"Социализация", "Чтение художественной литературы. "
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в
жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в
жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания,
образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление,
наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарь детей: егерь, медведь-
шатун, логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе
и е обитателям.
Демонстрационный материал:
мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, лочки;
нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка, белки, лося; звуковые
эффекты (вой волков, сопение медведя);
набор предметов для игры: шишки, грибы, капуста, морковь, пучок сена,
зерно, орехи и. т. д.);
набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и зерном, мягкие
игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение
художественной литературы о природе, чтение сказок о животных,
отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах
поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,
физ. минутка, слушание звукозаписи.
Ход НОД.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку :Снег на полях, лд на реках, вьюга
гуляет,когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом,
некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая,зимняя шерстка,
некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и
мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес. А на
чем можно добраться в зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем
добираться на лыжах. (Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и
ходьбу на лыжах).Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток.) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну, вот и пришли. Посмотрите какая красота кругом: деревья
стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу. (подходим к
месту,где следы лисы)
-Ребята, чьи это следы?
Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим где живет лиса. (Из норы видно
лису. Беседа о лисе).Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая
шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу.
Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещ
лиса гоняется за зайцами. Живет в норе. (Примерно такой рассказ составляют
дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лиснок, а много- лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети:"Лиса и волк", "Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой", "Кот, лиса
и петух".
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы!
Дети: Следы зайца. Заячьи следы. (ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он?
Почему (беседа о зайце)
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2
раза в год. Летом - серый, зимой- белый. Для того, чтобы на снегу быть
незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок
рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А
в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый, всего боится.
Воспитатель: Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи. Папа-заяц,
мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много- зайчат.
Подвижная игра"Лиса и зайцы. "Дети в кругу держатся за руки. Они деревья.
Один ребенок- лиса, другой- заяц. Лиса гоняется за зайцем, а деревья
мешают ветками (руками)лисе.
(Слышится вой волков- звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков
напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы
волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут
волки в норах, которые называются -логово. По ночам они часто воют.
Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков. Папа-волк, мама-волчица, детеныш-
волчонок, много- волчат, волков.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети:"Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро
козлят".
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет. В одних -злой, в других глупый, доверчивый.
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь
жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло. (из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно. (беседа о белках) Белка-маленький, рыжий,
безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают
запасы: ягоды, грибы, орехи. Белок можно приручить и тогда они могут
брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок. Папа-белка, мама-белка, детеныш-
бельчонок, много- белок. Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем
дальше. Ой, а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то
интересные. Как думаете чьи?
Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно. Это лоси ходили. а сено кто положил им?
Дети: Люди. Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: [/b]Молодцы! А людей, которые помогают выжить лосям в
холодное время года называют -лесники, егери. (Беседа о лосях).Лоси- это
крупные копытные (на ногах копыта) животные. Они питаются веточками и
корой деревьев. Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся
добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось, мама-лосиха, детеныш-лосенок, много -лосей.
-Пойдем дальше, дети. Смотрите какая большая куча снега. Кто нагреб е
здесь? (звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете, кто
здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя. (Беседа о
медведе).Медведь-это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К
зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не
ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он
питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги.
Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по
лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют -
ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше
и погреемся немного, а то на улице холодно.
Физкультминутка.
-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться. (потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата -спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не
будем тревожить лесных зверей. (возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. А чтобы не забыть кого мы
повстречали в лесу, сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к
отгадкам. (дети вывешивают картинки зверей на доску).
- Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, может громко зареветь, а зовут
его. (медведь)
- Маленький, рыжий зверек, по веткам прыг-скок. (белка)
- По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком. (заяц)
- Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (волк)
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур
крадет. (лиса)
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога
раскинув широко. (лось)
Воспитатель: Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали. А
теперь поиграем еще в одну игру"Кто что ест?"(волшебный мешочек с
предметами еды для диких зверей) Опускаем руку в волшебный мешочек
,достаем предмет и говорим кто это ест.
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло занятие к концу. Спасибо за работу!
Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше. Предлагаю вам
поиграть за столиками в настольные игры. (на столах предложены разные
игры по данной тематике).