Лучший педагог года

Конспект досуга в старшей группе «Масленичные игрища»

Людмила Цветкова
Конспект досуга в старшей группе «Масленичные игрища»

Цель: познакомить с праздником Масленица, вовлечь родителей во взаимодействие с детьми.

Организация: начало действия в музыкальном зале, переход в группу для чаепития, сжигание чучела.

Оборудование: маленькие медальки с изображением масленицы, деревянные ложки, маракасы, бубенцы, колокольчики, бубен, деревянные палочки длиной 20 – 30 см, атрибуты народных костюмов для танцев, 2 больших обруча, 2 веревки, фанты с надписями действий для музыкального конкурса, искусственные цветы.

1 ведущий:

Публикация «Конспект досуга в старшей группе „Масленичные игрища“» размещена в разделах

Собирайся народ! В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе тех - кто любит веселье и смех

Ждут вас игры, забавы и шутки-

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем - веселье начинаем!

2 ведущий:

Так устроена русская душа, что как только проходят новогодние праздники, народ начинает ждать весну. Именно поэтому люди так радостно и широко празднуют Масленицу - проводы Зимы и встречу Весны. Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.

1 ведущий: Ой, как много здесь гостей,

Ждет вас множество затей

Будем петь да играть,

Старину вспоминать.

2 ведущий: А вы, дорогие гости, знаете образование слова «масленица»? Это существительное называет известный народный праздник, непременным атрибутом которого являются блины, но не обычные блины, а масленые. Словообразование шло вот так: маслить – масленый – масленица.

В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены действия, а также определенные правила его поведения: А вы знаете, как называются дни недели?

1 ведущий: Понедельник — «встреча»,

вторник — «заигрыш»,

среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,

четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,

пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,

суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье — «прощеный день».

2 ведущий: Масленица — великий праздник на Руси. Предки славяне в этот период провожали зиму и зазывали в гости весну. Почему символом праздника Масленица считаются блины? Блины по форме напоминают солнце. Считалось, что чем веселее человек проведет эти дни, тем радостнее для него будет весь грядущий год. Но одного дня для веселья было мало – Масленицу праздновали целую неделю. В наше время эта традиция вернулась.

1 ведущий: Сегодня мы собрались отмечать Масленицу, и поэтому будем петь и развлекаться, танцевать и кувыркаться! Я предлагаю вам

Дети и взрослые встают в круг для общего танца «Топа – топ». Танец проводится без музыки как логоритмическое упражнение:

Топа – топ, топа – топ,

Топа – топа, топа-топ

Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп,

Хлопай, хлопай, хлопай хлоп.

Прыг да скок, прыг да скок,

Прыг да скок да прыг да скок.

Ножку – раз, ножку – два,

Вот как пляшет детвора.

Сели – встали, сели – встали

И нисколько не устали.

Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идти по кругу)

Мы ногами топ – топ,

Мы ногами топ – топ.

А под нами, а под нами

Ходят тучи с облаками.

Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)

Мы, как птицы полетели (махать руками)

Хлоп….

И на облако присели, стоп! (присесть)

1 ведущий: Потанцевали и наши взрослые устали, они сядут отдохнуть, а мы с ребятами поиграем.

1.«МАША – РАСТЕРЯША» (игра с детьми). Дети, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Необходимо удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Тот, кто падает – выходит из игры. Главное, в этой игре продержаться до конца.

2. «БЕГ С ОБРУЧЕМ» (игра с родителями) : взрослых разделить на две команды, дать каждому взрослому обруч. Задание: взрослый бежит в обруче вокруг флажка и обратно. Затем в обруч встает еще один взрослый и уже двое бегут вокруг флажка, и так далее. Побеждает та команда, которая полным составом обежит флажок и придет на финиш первой.

3. Эстафета «КТО БЫСТРЕЕ НА МЕТЛЕ» (игра с детьми). На площадке кегли выставлены в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает, кто быстрее добежит и меньше собьет кеглей.

4. «ТРИ НОГИ» (взрослые). Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Побеждает та пара, которая быстрее всех добежит до финиша.

5. ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. (весна)

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут. (Гнездо)

Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)

6. «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ПОСЛОВИЦ» (игра с взрослыми). Взрослым предлагается назвать пословицы о блинах, Масленице, другие пословицы. Назвавшему пословицу выдается медалька. Кто больше соберет медалек – выигрывает.

- Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

- Масленица идет, блин да мед несет.

- Не все коту Масленица, бывает и Великий пост.

- Маслена не на век дается.

- Масленица семь дней гуляет.

- На Масленой повеселись, да блинком угостись.

- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

- Без блинов не Масленица.

7. «МЕЛЕЧИНА – КАЛЕЧИНА». Приглашаются 5 пар: взрослый и ребенок. Вначале дети берут в руки небольшую палочку длиной 20 - 30 см.

Ведущий произносит слова:

Малечена – калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов «До зимнего» поставить палочку на ладонь любой руки. Как только игроки поставят палочки, ведущий считает: «Один, два, три…десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Выигрывшему ребенку вручается медалька. Затем играют взрослые, но палочка ставится не на ладонь, а на палец.

8. «УЗНАЙ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА» (игра с взрослыми). Правильно сказавшему значение слова выдается жетон. В конце задания жетоны подсчитываются и вручаются призы – конфета на веревочке.

Амбар – помещение для хранения зернового хлеба.

Веять – очищать зерно от мякины. Обмолоченное зерно подбрасывали вверх деревянной лопаткой с учетом направления ветра так, чтобы оно кучно кучно падало вниз, а более легкая шелуха отлетала в сторону.

Жалейка – духовой музыкальный инструмент. Имеет вид трубки около 10см из дерева или тростника, который вставлен в раструб коровьего рога или бересты. Тембр жалейки резкий, пронзительный, любимый инструмент пастухов.

Кострика – кора волокнистых растений, годных после обработки к прядению нитей.

Кудель (куделя, кружель) – пучок льна, готовый к прядению.

Лучина – тонкая щепка, использовалась для растопки печи и освещения дома.

Мякина (от «мягкий») – остатки хлебного колоса, из которого веянием отделено зерно.

Нива – обработанное поле, пашня; участок под посев; рожь на корню.

Оберег (от «оберегать») – предмет, наделяемый магической силой охраны, защитой человека от порчи. В качестве оберега широко использовались соль, камешки необычной формы или цвета, волчьи клыки, щучьи зубы и антропоморфные фигурки – куклы.

Онуча – портянка; холщевая или шерстяная обмотка на ногу под сапоги или лапти.

Трепало (от «трепать») – деревянное орудие для ручного трепания льна. Имеет вид лопасти или широкого ножа.

9. «БРОСАНИЕ ВАЛЕНКА» ( играют 2 пары: взрослый и ребенок). Ребенок забрасывает валенок по залу, как можно дальше. Взрослый кидает второй валенок, стараясь попасть как можно ближе к первому. Кто забросит зимнюю обувь дальше всех, точнее всех, чей второй валенок ляжет ближе всего к первому – получит приз победителя.

10. «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОНКУРС И ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» (для взрослых). По кругу пускается тарелка с фантами, каждый взрослый достает фант, на котором написано действие: танец или игра на музыкальных инструментах. Те родители, которые вытянули фант с надписью «музыкальные инструменты» выбирают себе народный инструмент. Те родители, которые вытянули фант с надписью «Танец» выбирают себе атрибут народного костюма для танца. Включается фонограмма «музыканты» подыгрывают на инструментах, а «танцоры» танцуют.

11. «ПОДСНЕЖНИК» (игра с детьми). Дети делятся на две команды и поют весеннюю запевку:

Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С цветами обильными.

Во время запевки ведущий разбрасывает по залу цветы. Как только запевка заканчивается, дети начинают собирать цветы. У какой команды окажется больше цветов, та и победила.

12. ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ КОСТЕР (пары - взрослый и ребенок)

В центре зала лежит «костер», сделанный из кегель и бумаги. Задание: родитель с ребенком должен в паре перепрыгнуть через костер.

После игрищ, гости и дети приглашаются в группу на чаепитие. Родители выносят поднос с блинами.

1 ведущий:

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинками наедаемся.

Как на масленой неделе из печи блины летели.

Масленица, угощай, всем блиночков подавай.

После чаепития.

2 ведущий: Кто помнит, как называется последний день масленичной недели? «Прощенное воскресенье». Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

В конце встречи раздаются чучела (сделанные родителями заранее) и родители вместе с детьми идут сжигать их на улицу.

Публикации по теме:

Конспект физкультурного досуга ко Дню космонавтики «День космонавтики» в старшей и подготовительной группе Конспект физкультурного досуга ко дню космонавтики. Старшей и подготовительной группы. Дети под музыку входят в зал. Ведущий:- Здравствуйте.

Сценарий досуга в старшей группе «Синичкин день» Форма проведения праздника – досуг. Цель праздника: Приобщить детей и их родителей к привычке помогать зимующим птицам в зимнее время;.

Конспект досуга «Синичкин день» в старшей логопедической группеКонспект досуга «Синичкин день» в старшей логопедической группе ель: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами. Задачи: Способствовать воспитанию любви к животному миру. Закрепить.

Конспект досуга в старшей группе ко Дню Космонавтики Цели: закрепление представлений о космосе и профессии космонавт. Задачи: Образовательные: - расширять кругозор детей; -закрепить знание.

Конспект досуга в старшей группе «Радужная страна» Конспект досуга в старшей группе «Радужная страна» Цель: Закрепить знание детей об овощах и фруктах; упражнять в определении цвета; упражнять.

Конспект литературного досуга в старшей группе Тема: Волшебная дорога сказок Программное содержание Цель: приобщение дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности:.

Конспект речевого досуга в старшей группе «Всезнайка язычок» Организационный момент: Игра в кругу: Проверим, все ль у нас в порядке: Платья, брюки и рубашки Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

Сценарий досуга в старшей группе «Венок дружбы» Сценарий досуга в старшей группе на тему: "Венок дружбы" составила и провела воспитатель ГБОУ школы лицей №1420, 5 корпус Якубенко Ирина.

Семейный спортивный праздник «Народные игрища» Семейный спортивный праздник «Народные игрища». Оборудование для праздника: -эмблемы «Богатыри», «Силачи»; две стойки с крупными эмблемами;.

Спортивное развлечение «Казачьи игрища» для детей старшего дошкольного возраста Спортивное развлечение для детей 5-7 лет «Казачьи игрища»Задачи: -развивать двигательные умения и навыки дошкольников; -формировать заинтересованное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект досуга в старшей группе «Масленичные игрища»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 15:49
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД