Конспект духовно-нравственного занятия по ФГОС «Теплая избушка»

Маргарита Фролова
Конспект духовно-нравственного занятия по ФГОС «Теплая избушка»

Конспект занятия по ФГОС «Теплая избушка»

Маргарита Фролова педагог дополнительного образования духовно-нравственного воспитания. МКДОУ «Детский сад ОВ №1» Верхнехаского района Воронежской области.

I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1 Доминирующая образовательная область Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (согласно ФГОС ДО)

1.2 Вид деятельности детей игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, творческая активность, двигательная активность.

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности «Теплая избушка»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия словесные, наглядные, игровые.

3. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. Возрастная группа: Подготовительная группа

5. Цель: Дать элементарные представления детям о том, как люди жили раньше, помочь детям погрузиться в старину русского быта. Показать детям с особенности обустройства избы. Вспомнить народную игру «Плетень»

6. Задачи:

6.1. Закреплять знания о старинном русском быте.

Закреплять представления о том, как раньше на Руси избы строили.

Знакомить с новыми предметами домашнего обихода.

6.2. Воспитывать чувство сопереживания, стремление помогать окружаю-щим.

6.3 Развивать навыки отгадывания загадок.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

7. Планируемые результаты:

7.1 Сформированы представления о быте наших предков.

7.2 Способность самостоятельно расставить и обыграть предметы старины.

7.3 Испытывает потребность оказывать помощь окружающим.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) мультимедиа-комплект, музыкальное сопровождение, клип на электронном носителе «Балалайка», электронное послание от Василисы Премудрой», игровой комплект «Жили-были…», кабинет русская изба, домашняя утварь из русской избы.

9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Изготовление избы из соленого теста. Знакомство с предметами домашнего обихода русской избы.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давно я вас здесь жду - поджидаю, посиделки в русской избе без вас не начинаю.

Становись скорее в круг!

Ты мой друг и я твой друг,

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.

1.2. Мотивация деятельности детей

Педагог: - Ребята, в прошлый раз мы с вами узнали, как строили избы раньше. И построили свою русскую избушку. Давайте вспомним, как это было.

Педагог показывает детям слайд-шоу прошлого занятия.

Педагог: - Но сегодня, придя сюда, нашей поделки я не нашла. А вы здесь ничего необычного не замечаете? Посмотрите, что нового появилось в нашей русской избе?

Дети: - Здесь в русской избе появился новый, красивый сундук.

Дети и педагог подходят к сундуку, но вдруг на экране появляется Василиса Премудрая и обращается к детям:

Василиса: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Василиса Прекрасная.

Я заходила к вам в гости и превратила вашу избушку в большой старинный дом. А предметы домашнего обихода, я спрятала в вашей русской избе. Когда вы соберете все спрятанные предметы, вы найдете большой старинный дом, который поможет вам оказаться в прошлом и узнать, как люди жили раньше. В сундуке для вас я спрятала наряды, одев которые, вы превратитесь из обычных детей в добрых молодцев и красных девиц. А на дне сундука, лежит первая подсказка. Желаю удачи, счастливого пути!

Педагог: - Ну, что, ребята, как вам задание Василисы Премудрой, справитесь? Трудностей на пути не боитесь?

Дети: - Справимся. Не боимся.

Конспект духовно-нравственного занятия по ФГОС «Теплая избушка»

II. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний. Поиск предметов старины, сравнение их с современными предметами.

Педагог: - Ну что ж, тогда я предлагаю открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит.

Дети с педагогом открывают сундук, находят там русские народные костюмы, одевают их.

Педагог: - Ну, вот вы и превратились, как говорила Василиса, в добрых молодцев и красных девиц. Как красиво вы одеты. Ой, смотрите, ребята, а на дне сундука какой-то листочек лежит, давайте посмотрим, что это?

Дети: - Это же загадка!

Педагог: - Толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта –

От Федоры теплота.

Дети: - Это печка!

Педагог: - Правильно это печка, пойдемте к нашей русской печке за первым предметом. Печь играла главную роль в каждой избе. Она отапливала жилище и помогала приготовить еду. В стародавние времена печи чаще делали из глины, а чтобы печь сильнее нагревалась, внутри ее укладывали камни, что бы дольше сохранялось тепло. Верхняя часть печи была плоская, что позволяло спать на печи. На печи, как правило, спали старики и маленькие дети, которые проводили там большую часть времени. Там же дети слушали сказки, рассказанные им бабушкой и дедушкой.

Дети подходят к печке и в ней находят маленькую печь.

Педагог: - Там же дети находят следующую загадку.

Ножек – четыре,

Шляпок – одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья.

Дети: - Это стол!

Педагог: - Правильно, это стол. Молодцы, ребята, пошлите к нашему большому столу. Дети подходят к столу. Раньше семьи были очень большие. Дедушки и бабушки жили вместе с детьми и внуками, да и детей в семьях было по многу. У моей прабабушки, например, было 11 детей. И раньше это не было редкостью. Вот и приходилось хозяевам дома делать большие столы, что бы всем хватило места за обедом.

Под столом дети находят маленький стол, а под маленьким столом загадка.

Педагог: - Жил Кирилл

Много молока сохранил,

А разбился

Под плетнем очутился.

Дети: - Кринка!

Педагог: - Да, вы правильно угадали, это кринка. Отправляемся дальше? А где у нас в русской избе кринка стоит?

Дети: - На полке.

Педагог: - Идем к полке.

Все подходят к полке, педагог берет большую кринку и показывает детям.

Педагог: - А как вы думаете, для чего в старину нужна была такая кринка?

Дети: - Что бы хранить молоко и подавать его на стол.

Педагог: - Правильно, раньше молоко хранили в таких кринках. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании, дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Мыли кринки ключевой водой и летом сушили их на солнышке, вешая на плетень. А давайте вспомним, что такое плетень?

Дети: - Это такой забор плетеный из прутьев. А еще мы знаем игру, которая называется «Плетень».

Педагог: - Ну что ж, давайте и мы с вами плетень сплетем и поиграем.

Русская народная игра «Плетень»

Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Дети: - От плетня упала тень — в зной прохлада радует.

Хорошо, что сам плетень на меня не падает.

По окончании игры дети на полке находят большую и маленькую кринки и следующую загадку.

Педагог: - Деревяшка, три струны,

Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны!

Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка.

Что же это?

Дети: - Балалайка!

Педагог: - А где у нас здесь балалайка?

Дети: - У дедушки в руках.

Педагог: - Идемте к дедушке.

Дети подходят к дедушке.

Педагог: - Раньше в старину не было ни телевизоров, ни музыкальных центров, но люди жили весело. Их верным спутником на посиделках и в праздники была балалайка. Они пели песни, частушки и танцевали под балалайку. Вот и мы давайте тоже спляшем под русскую народную мелодию.

Все танцуют. Под дедушкиной балалайкой дети находят маленькую балалаечку, в руках у дедушки загадка.

2.2 Сюрпризный момент:

Педагог: - У бабушки сейф.

Он давно уж не новый,

К тому же совсем

Не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у нее

В уголочке.

В нем бабушка держит

Халаты, носочки,

Отрезы на платья,

Немножечко пряжи,

Пуховый платочек

И пенсию даже.

Но только не дверца,

А крышка на нем.

Тяжелая очень

С висячим замком.

Дети: - Сундук!

Педагог: - Молодцы! Давайте подойдем к сундуку!

Дети подходят к сундуку, находят на нем сундучок

Педагог: - Давайте вспомним еще раз, что же хранилось в сундуке?

Дети: - Наряды, приданое девушки и т. д.

Педагог: - Раньше сундук использовали, как мы сейчас шкаф. В нем хранили разные вещи. Сундуки раньше делали сами. Отец делал сундук для дочери. А она потом в него собирала приданое, которое готовила себе сама. А у ваших бабушек есть сундуки? (Ответы детей) У моей бабушки тоже был сундук, в нем она хранила вещи, которые сама связала, сшила, вышила. Вот послушайте стихотворение про сундук:

В уголке за дверью бабушкин сундук.

Крышку приоткроешь, перехватит дух.

Как-то я решила перебрать старьё,

Может что-то ценное? Нет, одно рваньё.

Скатерти льняные, по краям мережка,

От храненья долгого дырки да прорешки.

Мулине цветными вышитые шторы.

Кто же так с любовью подбирал узоры?

Гладью лепесточки, стебельки цепочкой

И ажурной вязью мелкие цветочки.

Вот китайский веер, хрупкие пластинки,

Где-то ещё целые, где-то половинки.

Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,

Кажется, раскроешь и в руках растает.

Кто теперь расскажет, для чего хранили

И какие чувства к тем вещам таили.

Педагог: - Давайте и мы откроем наш сундук и посмотрим, что там внутри.

Педагог открывает сундук, и там все вместе находят сюрприз от Василисы – избу, комплект домашней утвари и кукольную семью из семи человек.

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению новых знаний.

Педагог: - Ну, вот мы и нашли подарок от Василисы, теперь мы можем расставить все найденные предметы в русской избе. И найти место каждому члену семьи.

Дети расставляют предметы, применяя полученные знания в ходе занятия.

Педагог: - Где мы поставим печь? Почему вы так решили? Где мы поставим стол? А где у нас будет стоять сундук? А кого мы на него посадим? А что у нас будут делать люди? Где и кому мы отведем место?

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей. Расскажите, что мы сегодня с вами делали?

Педагог: - Чему новому вы научились? Что вам понравилось?

Ответы детей.

Педагог: - Вам понравилось играть в этот дом? Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?

Ответы детей.

IV. Дальнейшая разработка темы

Педагог: - Ребята, у нас остались некоторые предмет, о которых мы ничего не знаем. С этими предметами мы познакомимся В следующий раз, когда вы опять придете на посиделки в русскую избу. А сейчас наша встреча подошла к концу, до свидания, до новых встреч!

Дети: - До свидания!

Публикации по теме:

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Консультация для.

«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей» Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника. Что же такоё этнос? В словаре.

Кружок духовно-нравственного развития дошкольников «Родник».Кружок духовно-нравственного развития дошкольников «Родник». Приветствую всех гостей моего блога! Обращение к духовно-нравственным традициям русской культуры видится мне наиболее перспективным, поскольку.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» .

Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6–7 лет) Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6-7 лет) Название: "Кто на свете всех милее?" Дидактическая.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №366» Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются.

Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сказочные существа
  • Сказочные существа
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект духовно-нравственного занятия по ФГОС «Теплая избушка»
Опубликовано: 6 июня 2016 в 17:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны, поэтому, родители,...
Осенний праздник во второй младшей группе «Воронушка»
«Воронушка» Осенний праздник во второй младшей группе Оборудование: Искусственные деревья «Капельки» из картона ( к каждой «капельке» прикреплена...
Фотоотчет о коллективной работе детей старшей группы «Транспорт»
В течение недели, посвященной лексической теме «Транспорт. Профессии на транспорте», дети знакомились с видами транспорта в соответствии со средой...
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс в средней группе [/b] Двадцать третье февраля. Пусть под снегом вся земля, Но готов у нас зачин: В...
Фото зарисовка «Снежные знаки зодиака»
Дорогие друзья! Не могу не поделиться с вами красотой, которую создали коллеги из образовательных учреждений нашего города. 16 февраля на городском стадионе...