Анна Щеглова
Конспект индивидуального занятия по коррекции страха у ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Госпожа Темнота».
Цель: устранение, либо частичное обесценивание страха темноты, снижение уровня тревожности, формирование положительного самоощущения и уверенности в себе.
Материалы: «чудо-цветок», «волшебная палочка», костюм «Госпожи Темноты» (корона, черный плащ со звездами, костюм бабочки, игрушечный дракон.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по коррекции страха у ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Психолог ведет беседу с ребенком о его настроении («Какое у тебя сейчас настроение?», «Чем ты занималась?») и предлагает: «Давай вместе возьмемся за руки и скажем друг другу ласковые слова (например, «Ты самая смелая и веселая девочка», «Ты очень добрая и любишь путешествовать» т. п.). Чтобы узнать действительно ли ты смелая, мы попадем в сказку, а для этого нам понадобится волшебный цветок. Мы сейчас произнесем волшебные слова:
«Волшебный цветок, в сказку веди,
Не дай, цветок, ослабнуть в пути.
Ты смелость и свет нам скорей подари
И сказку новую оживи!»
2. Рассказывание сказки.
Психолог говорит: представь себе, что мы попали на планету, где живут маленькие гномы. Но однажды на планету прилетели драконы. Как ты думаешь, какие они были добрые или злые? Какого они цвета, размера? Чем питались? (ответ ребенка : «Наверное они были злые, темно-зеленого цвета и питались всем подряд»).
Далее психолог уточняет: «Да, это были злые и страшные драконы, которые питались насекомыми, живущими на этой планете. Вскоре на ней не осталось ни одной бабочки, стрекозы, кузнечика. И решили гномы обратиться за помощью к «Госпоже Темноте», так уважительно называли ее жители страны – маленькие гномы, потому что она совершала добрые дела. И вот когда наступила ночь «Госпожа Темнота» взяла свою волшебную палочку и произнесла волшебные слова: «Страшные и злые брысь, брысь, брысь. В добрых и хороших превратись».
И с драконами стало происходить что-то невероятное. Они стали превращаться в легких и красивых бабочек, порхающих с цветка на цветок. Все жители планеты очень обрадовались, и на планете опять наступил покой».
3. Психосоматическая гимнастика: «Дракон и бабочка».
Психолог: «Давай представим себе, что мы драконы. Чтобы понять какие они надо в них превратиться. Ощущаем, какими становятся пальцы на ногах и руках. Как изменяется челюсть, какими длинными и острыми становятся зубы. Как у нас вытянулась спина, и вырос хвост, длинный и сильный. Начинаем двигаться, переваливаясь с ноги на ногу. А теперь неуклюже всем телом поворачиваемся вправо, влево».
Затем психолог задает вопросы ребенку :
-Что ты чувствуешь сейчас внутри тела? (ответ ребенка : «Какую-то тяжесть»)
- Какое у тебя настроение? (ответ ребенка : «Грустное»)
«А теперь представь, как драконы стали превращаться в легких и невесомых бабочек. Почувствуй, как твои крылья медленно и плавно движутся вверх, вниз и ты порхаешь с цветка на цветок». Психолог вместе с ребенком перевоплощаются в красивых бабочек.
Далее психолог задает вопросы:
- Что теперь ты чувствуешь? (ответ ребенка : «Радость и легкость»)
- Как изменилось твое настроение? (ответ ребенка : «Стало хорошим»)
4. Обыгрывание сказки.
Психолог предлагает ребенку на выбор роль «Госпожи Темноты» или дракона с последующим перевоплощением в бабочку (необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок побывал в разных ролях). После того, как ребенок побывал в разных ролях психолог спрашивает:
- Какая роль тебе больше понравилась и почему? (ответ ребенка : «Мне понравились все роли, но особенно роль «Госпожи Темноты», потому что она оказалась смелой и совершила добрый поступок, т. к. помогла своей планете не погибнуть»).
- Что ты чувствовала внутри себя, когда была в роли «Госпожи Темноты»? (ответ ребенка : «Силу и смелость, а еще она была очень красивая и добрая»).
5. Заключение.
Психолог: «А теперь мы должны покинуть эту планету. Наше время истекло. Скорее к чудо - цветку.
«Волшебная сказка прошла,
Много чудес она принесла.
Скорее домой, цветочек, неси
И все, что узнали, в нас сохрани».
По окончании занятия психолог спрашивает :
- Понравилась ли тебе сказка? (ответ ребенка : «Да, очень понравилась. Когда я приду домой, я сделаю себе костюм «Госпожи Темноты и буду в нее играть»).
А сейчас я хочу тебе дать хороший совет: когда ты ложишься спать вечером, когда в комнате погашен свет, ты обязательно вспомни о «Госпоже Темноте», о ее волшебных словах, о ее силе и смелости, о ее добрых делах и тебе станет спокойно, и ты почувствуешь себя самой смелой девочкой.
На память о нашей встречи я подарю тебе эту волшебную палочку, которую ты можешь положить под свою подушку.