Оксана Левандовская
Конспект индивидуального занятия по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город Мегион
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №8 «БЕЛОСНЕЖКА»
(МАДОУ «ДС №8 «Белоснежка»)
Воспитатель, О. В. Левандовская
На сегодняшний день процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высок, следовательно, возникает актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии „Круги Луллия“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Индивидуальные занятия – одна из форм эффективной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, в ходе которой возможно осуществить предваряющую отработку артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных занятиях. В процессе проведения индивидуальных занятий с детьми с нарушением звукопроизношения, стоит задача поиска наиболее эффективных путей формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками правильного произношения. В работе используются обычные приемы коррекции звуков, а использование инновационных методов значительно увеличивает интерес ребёнка.
В своей работе часто использую технологии ТРИЗ как один из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Он способствует развитию речи с одной стороны; с другой – таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, развитие творческого воображения.
Конспект индивидуального занятия по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для детей с ТНР 5– 6 лет Тема: «В гости к Лесовичку»
Программное содержание:
Обогащать знания о диких животных, обитающих в наших лесах, активизировать словарь. Закреплять названия их детенышей. Формировать умение составлять предложения.
Развивать коммуникативные навыки; умение рассуждать на заданную тему; умение слушать педагога.
Воспитывать интерес и любовь к животному миру.
Материал: стол 3шт., межполушарная доска, макет «Круги Луллия», картинки: с изображением диких животных, детенышей диких животных, частей тела диких животных, цвета, колокольчик, 4 обруча, сундук, игрушка Лесовичок, белая ткань для декораций.
Подготовка к занятию : изучение лексической темы «Дикие животные наших лесов», физкультминутки.
1. Организационный момент, создание интереса. (Давай поприветствуем наших гостей) «Доброе утро»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Сегодня, я хочу предложить тебе отправиться в путешествие и поиграть с очень добрым старичком Лесовичком. Пойдём? Для того чтобы встретить нашего Лесовичка нужно пройти по дорожкам.
2. «Межполушарная доска». Сначала пройди правой рукой, затем левой. Представь, что идёшь на лыжах. Включить музыку «Звуки зимнего леса», проговаривать вместе стихотворение Л. Квитко «Лыжники» (2 раза) :
Вьюга, вьюга, вьюга, вьюга.
Не видать совсем друг друга,
Мерзнут щеки на бегу,
Перегоним мы пургу!
Воспитатель: какой чистый воздух на полянке, давай им подышим! (дыхательная гимнастика - Вдох через нос, на выдохе произносим звук «ха») Молодец! Не устал (а? (ответ ребёнка). Тогда поспешим! А какие здесь сугробы намело! Мы их перепрыгнем (прыжки из обруча в обруч). Чтобы их преодолеть, нужно назвать, сколько слогов в словах (метель, снег).
Ребё нок: прыгает ме-тель (2 слога, снег (1 слог).
Воспитатель: Хорошо получилось. В сугроб не попал (а). Молодец! Посмотри, кто нас встречает?
Ребё нок: старичок Лесовичок.
Воспитатель: (от лица Лесовичка) здравствуй дружок, добро пожаловать в мой добрый лес, отгадай загадку и узнаешь, кто живёт со мной в лесу.
3. «Отгадай загадку»
Любит кушать он малину
В берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его… (Медведь)
Догадайся, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая (Лисица)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый (Волк)
Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку (Заяц)
Воспитатель: (от лица Лесовичка) наши животные поселились в «Волшебных кругах».
Мы с кругами поиграем, много нового узнаем! Будем играть?
Ребё нок: Да!
Воспитатель: (от лица Лесовичка) Чтоб игру скорей начать, надо место занимать! Спокойно проходи и садись за стол.
Ребё нок: (проходит и садится за стол, Лесовичок рядом)
4. Игра «Волшебные круги Луллия»
Воспитатель: посмотри на «Волшебные круги». Кого ты видишь на картинках?
Ребё нок: Это дикие животные (высокий уровень). Перечисляет животных (низкий уровень).
Воспитатель: Правильно. На кругах картинки с дикими животными, которые обитают в нашем лесу. Сегодня мы о них будем говорить. Первая игра, в которую предлагаю поиграть.
А. «Кто у кого?» Вспомни, что нужно делать в этой игре? (2 круг-разложить детёнышей)
Ребё нок: Надо назвать животного и подобрать детеныша, либо нужно назвать животное на картинке, попавшей под стрелку на большом круге, подобрать и назвать на втором круге детеныша. Например: у волка-волчата, у лисы-лисята, у зайца-зайчата, у медведя-медвежата, у белки-бельчата.
Б. Следующая игра «Чей?». (2 круг-разложить части тела) Например: у волка уши чьи? (волчьи); у лисы хвост чей? (лисий, у зайца уши чьи? (заячьи, у медведя лапы чьи? (медвежьи).
Воспитатель: А вот и колокольчик зазвенел (значок, обозначающий физкультминутку). Пора отдохнуть и сделать гимнастику с Лесовичком.
В. Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть.
Наши пальчики встряхнуть.
Руки вверх мы поднимаем,
Шевелитесь пальчики –
Так шевелят ушками беленькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках –
Так ходят лисы по лесочку.
А теперь садимся тише, тише –
Так спят в берлогах мишки! (Вместе выполнять физкультминутку)
Воспитатель: Осталась еще интересная игра
Г. «Составь предложение» (3 круг-разложить цвета)
Нужно составить предложение, для начала выбрать животное, его часть и цвет шерсти.
Например: медвежья лапа коричневого цвета.
Д. Игровое упражнение по ТРИЗ «Хорошо – плохо»
Воспитатель: А теперь, подумаем – большие уши у зайца, что в них хорошего, а что плохого?
Ребё нок: Большие уши помогают зайцу слышать хорошо, а зимой они у него мерзнут.
Воспитатель: острые зубы у волка? когти у медведя? длинный хвост у лисы?
(Обсуждение с ребёнком)
5. Анализ деятельности, подведение итогов, рефлексия.
Воспитатель: Выйти на ковер с ребёнком и Лесовичком. (от лица Лесовичка) Какая игра тебе больше понравилась? Хочешь еще поиграть с «Волшебными кругами»? В следующий раз они обязательно помогут нам узнать еще что-нибудь интересное!
Мы сегодня поиграли,
Много нового узнали!
Но пришла пора закончить,
Нам понравилось всем очень!