Моргунова Елена Юрьевна
Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов детей (предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях).
Представленные игры, созданые вместе с детьми, использую в своей работе как в совместной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.
Публикация «Конспект игровой методики по ТРИЗ „Круги Луллия“ с детьми разновозрастной группы» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).Основная идея работы с дидактическим пособием – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
1. Игра с кругами Луллия «Дикие животные»
Цель: расширять представления детей о диких животных.
Задачи:
- формировать познавательный интерес в процессе дидактических игр;
- вызывать положительные эмоции у детей;
- углублять знания детей о диких животных, их питании, среде обитания;
- расширять словарный запас детей;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Ход игры:
Детям предлагаю рассмотреть игру, после процесса изготовления. Прошу назвать, что они видят. Затем объясняю правила игры. Детям надо под стрелкой собрать в одну линию животного, что животное ест и в где живёт. Потом прошу ребёнка рассказать, что он знает об этом животном. Можно ещё описать животного, еду, которую он ест, и то место, где он живёт.
2. Игра с кругами Луллия «Сказки»
Цель: поддерживать у детей интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
- побуждать детей составлять новые сказки, используя разных героев;
- развивать познавательные способности детей;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать связную монологическую речь
Ход игры:
1 вариант. Предлагаю детям рассмотреть героев сказок, назвать их. Затем объясняю, правила игры: соединить героев одной сказки, назвать сказку и рассказать ее. Можно описать героев этой сказки.
2 вариант. Предлагаю рассмотреть героев сказок, назвать их. Под стрелочкой соединить любых героев и придумать новую сказку. Можно описать героев этой сказки. Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша. Игра «Расскажи сказку»
Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.
Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.
Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?
Игры с элементом случайности в установке колец
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации!
Игры на развитие творческого воображения
Для этих игр подбираются кольца, как для предыдущего типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.
Например: круги с животными и детенышами – совпали картинки с медведем и зайчатами. Спрашиваем: «Как будет воспитывать медведь зайчат, чему учить?»
Или иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского. Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда.