Татьяна Родина
Конспект индивидуальной консультации для родителей «Как помочь ребенку 4 лет преодолеть застенчивость»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной консультации для родителей
Тема: «Как помочь ребенку 4 лет преодолеть застенчивость».
По инициативе воспитателя.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах преодоления застенчивости у ребенка.
Публикация «Конспект индивидуальной консультации для родителей „Как помочь ребенку 4 лет преодолеть застенчивость“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные задачи: раскрыть содержание понятия «застенчивость» и её негативное влияние на развитие личности ребенка; выяснить причины застенчивости и познакомить со способами её преодоления.
Развивающие задачи: развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные детско-родительские отношения.
Форма проведения: беседа.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
Оборудование: памятка для родителей, набор картинок с эмоциями, картотека игр, фигурки зайцев, собачки.
Ход беседы.
1. Воспитатель приглашает маму ребенка на индивидуальную беседу в удобное для нее время (обговорить заранее).
2. Приветствие воспитателем мамы.
Здравствуйте, уважаемая Екатерина Васильевна! Благодарю Вас, что откликнулись на моё приглашение побеседовать о Диане.
3. Приветствие мамой воспитателя.
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Я готова побеседовать о своей дочке.
4. Выявление проблемы.
Диана старательная, аккуратная девочка. Все делает не спеша, но очень тщательно. На занятиях внимательна, активно работает самостоятельно. Однако я заметила, что Диана испытывает некоторые трудности в ситуациях общения. Выказывает робость, стеснение при обращении к ней как взрослых, так и других детей. Например, на занятиях Диана не отвечает на обращенный к ней вопрос даже, если знает ответ или его просто нужно повторить, или отвечает очень тихо. В играх участвует только с некоторыми 1-2 детьми. Предпочитает наблюдать за игрой других. Отказывается выступать на утренниках и не объясняет причину отказа, то есть начинается замыкаться в себе.
Замечали ли Вы подобное поведение за Дианой в других условиях? Вы говорили мне ранее, что она в гостях, на детской площадке ведет себя робко.
- Да. Диана даже с нашими друзьями взрослыми не общается, не отвечает на приветствия, прячется за меня. На детской площадке играет одна, на приглашение других детей не отвечает. Меня это беспокоит.
- Я хочу познакомить Вас с некоторыми способами преодоления стеснительности у ребенка.
5. Понятие «застенчивость» и способы ее преодоления.
Застенчивость – это комплекс ощущений неловкости, растерянности, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека, если вовремя не обратить на это внимание.
Диана, как все застенчивые дети ведет себя, как правило, тихо и спокойно. Она всегда послушна, исполнительна, редко делает что-либо недозволенное, не проявляет инициативу. В играх и других видах деятельности занимает, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимает участие, сидит тихо и занимается каким-либо своим делом. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.
Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. У такого ребенка, как правило, бывает занижена самооценка. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Это препятствует реализации его подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими. У ребенка в дальнейшем пропадает познавательный интерес, он замыкается в себе. Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая при условии объединения усилий воспитателей и родителей.
В первую очередь нужно выяснить причину застенчивости Диана. Я заметила, что с Вами девочка открыта, общается уверенно, свободно. В присутствии же папы Диана замыкается, сразу опускает голову, становится более медлительной, чем обычно. Он, как правило разговаривает с ней строго, постоянно поторапливает, делает замечания. Скажите, пожалуйста, это обычная форма общения между папой и дочкой и как Вы относитесь к этому? Обсуждаете ли с ним этот вопрос?
- Да, я тоже считаю, что муж излишне строг к дочери, говорю ему об этом, и всегда стараюсь сгладить их взаимоотношения. Муж считает, что строгость не повредит.
Чрезмерная требовательность или, наоборот, опека могут способствовать появлению неуверенности и робости у ребенка. Несогласованность требований родителей ставит Диану в тупик, она просто не знает, что ей делать. Поэтому одним из основных способов преодоления застенчивости у ребенка является пересмотр отношений родителей к ребенку. Выработка единых требований в соответствии с его возможностями.
Способов справиться с застенчивостью разработано немало. Я отобрала лишь несколько.
Не называйте ребенка «стеснительный». Не называйте его тихоней. Не говорите соседям и гостям в присутствии ребенка: «Он у нас боится чужих». Таким образом, Вы как бы закладываете программу его дальнейшего поведения. Не разрешайте другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить его за робость.
Укрепляйте веру ребенка в себя («У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлен»). 3а неудачи не ругайте. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача - сформировать у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей Дианы, берите ее в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам. Показывайте Диане как можно инициировать общение. Например, вы пришли на игровую площадку и не увидели ни одного знакомого ребенка. Сама Диана стесняется завести дружбу с другими ребятами. Посоветуйте ей помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных Вами в сторону ребят.
Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты с «чужими взрослыми»: например, чтобы Диана попросила продавца показать понравившуюся игрушку, самостоятельно купить мороженное. Или в гостях у соседки («У нас кончилась соль, пойдем попросим у соседки»). При этом старайтесь находиться рядом с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно. Для инициирования общения можно использовать простенькие «домашние заготовки». Тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу. Также можно использовать методику телефонного разговора. Это, когда Вы с ребенком как-бы звоните друг другу по телефону по какому-нибудь делу или вопросу.
Очень полезны в таком случае будут и сюжетно-ролевые игры. Такие как, «Семья», «Больница», «Магазин», «Автобус» и т. п., в которых проигрываются ситуации общения. Главная роль в игре поначалу будет принадлежать Вам. То есть, играя в «Магазин», сначала Вы выступаете в роли покупателя, а Диана продавца. Потом обязательно нужно поменяться ролями. Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации. Помогут раскрепостится и театрализованные игры, особенно кукольные театры, где ребенок находится за ширмой и не испытывает чувства неловкости перед зрителями. Подобные игры хорошо устраивать в выходные, приглашая на представление друзей, родственников. Конечно с согласия ребенка.
Также для формирования уверенности в себе ребенку поможет разыгрывание сценки, где он помогает робкой зверюшке стать храброй. Например, такой вариант.
Играл зайчик со своим любимым мячиком. Весело прыгал мячик. И вот подбросил зайка его высоко – высоко и не смог поймать. Укатился мячик за кустик. Подбежал зайчик к кустику, а там сидит щенок и держит его мяч. Испугался он, не знает как вернуть свою игрушку. Сидит серый и плачет. Что же делать зайке? Вариант помощи: пробегал мимо друг зайчика – белочка. Спросила она: «Почему ты плачешь?» Рассказал про свою беду заяц. «Я тебе помогу, - сказала белочка, - надо подойти к щенку и сказать: «Здравствуй, спасибо, что ты нашел мой мяч. Давай играть вместе.» Зайчик так и сделал. И стали они играть втроем.
После разыгрывания обязательно нужно задать вопрос: «Что случилось бы, если бы зайчик не послушал белочку и не спросил у щенка свой мяч? Наверное, он остался бы без мяча и не поиграл бы.»
Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры - пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели - покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.
Игра «Угадай эмоцию»
Предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай эмоцию». Представьте, что вы Диана.
Диана я расскажу тебе одну интересную историю, которая приключилась с твоим любимым мишкой. Однажды мишка встретил колобка. Колобок показал ему свои фотографии. «Ой, какой ты везде разный!» - удивился мишка. Тогда колобок рассказал ему: «На этой фотографии я веселый, потому, что мне рассказали смешную историю и я долго смеялся». – Покажи, Диана, где колобок веселый.
- «А здесь я сердитый: я увидел, как злой мальчишка обижает маленького и рассердился». – Покажи, где колобок сердитый.
- «А здесь я спокойный, добрый. Как ты думаешь, почему?» «Ты, наверное, увидел свой любимый цветок.»
- Покажи, где колобок добрый. А ты, как думаешь, почему колобок добрый?
- «А здесь я удивленный. Угадай почему?» Задумался мишка.
- Помоги ему, Диана. Покажи где колобок удивленный и придумай почему он удивился.
- Посмотри, а у колобка есть фотография, где он задумчивый. Покажи ее. Интересно, о чем задумался колобок, как ты думаешь?
- «А здесь я грустный. У меня сломалась любимая игрушка и я грустил». А тебе бывает грустно?
- Покажи, Дианочка, где колобок грустит. И расскажи, когда тебе бывает грустно.
Но грустить долго не стоит. Игрушку можно попробовать починить (ситуация в зависимости от ответа ребенка) играть в нее весело с другом.
Чтение ребенку художественной литературы про смелые поступки поможет ему приобрести опыт поведения в разных ситуациях, который в дальнейшем поможет Диане справляться со своей робостью. Это, например, сказка «Пых», «Крошка Енот», «Сказка о храбром зайце» и др.
В детском саду мы также проводим игры на развитие коммуникативных навыков. Диана активно и с удовольствием играет в подвижные игры, игры – имитации. Стала играть в сюжетно-ролевую игру «Больница», принимая и ведущую роль врача. В преддверии новогоднего праздника разучиваем с Дианой небольшое стихотворение в качестве подарка маме и папе. Надеюсь к утреннику мы будем готовы.
Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.
Есть у Вас вопросы ко мне?
5. Предлагаю Вам в помощь памятку, в которой вы найдете для себя рекомендации, как вести себя с ребенком, и картотеку игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и преодоление застенчивости и робости.
Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться! Спасибо Вам! Это была наша первая встреча, надеюсь, что на следующую Вы придете вместе с папой. Всего хорошего!
6. Спасибо, до свидания, Татьяна Алексеевна!