Лучший педагог года

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы «Лекарственные растения»

Елена Кононова
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы «Лекарственные растения»

Конспект

интегрированного логопедического занятия

для детей подготовительной к школе группы

по теме

«Лекарственные растения нашего края»

Выполнила:

Кононова Елена Ивановна,

учитель-логопед

детского сада «Василёк» -

СП МБОУ «Устьянская СОШ»

2014 год

Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы „Лекарственные растения“» размещена в разделах

Пояснительная записка.

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Проводится в период изучения лексической темы «Растения» в целях ознакомления с лекарственными растениями родного края. Разработано с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, физическое развитие

Цель: уточнение и расширение знаний детей о лекарственных растениях родного края

Задачи: Образовательные:

• Закрепить знания детей о лекарственных растениях, об их целебных свойствах

• Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме

• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные от существительных

• Продолжать учить подбирать обобщающее слово

• Дать понятие о ядовитых растениях

Коррекционно- развивающие:

• Развивать умение рифмовать слова

• Развивать логическое мышление

• Развивать умение делить слова на слоги

• Развивать навыки звукового анализа слов

• Развивать навык согласования количественных числительных с существительными

• Развивать связную речь (умение формулировать высказывание или ответ на вопрос; отвечать полным предложением)

• Развивать мимические мышцы лица, артикуляционную моторику

• Развивать общую моторику

• Развивать фонематический слух

• развивать пространственные представления

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения

• Воспитывать интерес к художественной литературе (к сказкам)

Оборудование и материалы:

• Электронно-дидактическая игра «Лекарственные растения» и оборудование для её использования

• Искусственные деревья или их изображения

• Скрепка из железа, бутылка из стекла, ложка из пластмассы, шарик из резины, карандаш из дерева, пачка из картона, салфетка из бумаги, пакет из целлофана (мусор на импровизированной лесной поляне)

• Сушёные листья мяты

• Костюм Красной Шапочки

Предварительная работа: 1) совместная работа с воспитателями: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа о целебных свойствах растений

2) совместная работа с родителями ребёнка, исполняющего роль сказочного персонажа: подготовка костюма, разучивание слов, репетиция выступления.

Ход занятия

Орг. момент: загадка

В. Ребята, к нам сегодня пришла сказочная гостья. Она вам покажется, если вы отгадаете, как её зовут и из какой она сказки:

- Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз –

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Он расспросит девочку о её пути,

Он обманет бабушку, чтобы в дом войти.

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можешь ты отвечать теперь!

Входит девочка в костюме Красной шапочки

К. Ш. -Здравствуйте, ребята! Я проходила мимо и решила зайти к вам в гости. А кто из вас знает куда я иду?

(ответ детей : «К бабушке»)

- А что я несу для бабушки в корзинке?

(ответ детей : «Пирожки»)

-Не угадали! Я несу бабушке лекарственные растения, чтобы она не болела! Я сама их насобирала. А вы знаете, что такое лекарственные растения?

(ответы детей)

Основная часть

1) Ядовитые растения (слайд 1)

В. - Красная Шапочка, давай посмотрим, какие лекарственные растения ты несёшь бабушке.

-Ребята, а вы бы стали собирать эти растения? Почему?

(ответ детей : «они ядовитые»)

2) Мимическая гимнастика:

В. -Если ты принесёшь их домой, то бабушка сначала удивится. Покажите удивлённое лицо.

Затем она испугается. Покажите испуганное лицо.

Потом она огорчится. Покажите огорчённое лицо.

-С такими растениями твоя бабушка здоровье не поправит, а только навредит себе. Ведь от борщевика на коже остаются ожоги, а волчьи ягоды и вороний глаз вызывают сильнейшие отравления и аллергические реакции!

К. Ш. –Ой! Я думала, раз эти растения красивые, значит они полезные! Что же мне делать? Какие растения собирать?

В. – Давайте отправимся в лес. В лесах нашего северного края очень много лекарственных растений.

3) начало путешествия

игра «Тропинка»

Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропе.

1 Спокойно идем по тропинке. Поверните голову вправо – тут кусты, влево – там деревья.

2 На тропинке большие лужи. Обходим лужи.

3 Перед нами – ручей, через него перепрыгнем на 2 ногах.

4 Тропинка ведет через болото. Перепрыгиваем с кочки на кочку - с ноги на ногу. Перешли через болото.

5 Здесь на тропинку упало дерево. Да какое огромное! Перелезем через него, ноги поднимайте высоко.

6 А теперь идём под кустами. Нагибайтесь ниже!

7 Идем спокойно по тропинке! Воздух чистый – вдох – выдох. Вот и пришли!

4) игра «Собери мусор»

(на импровизированной поляне разбросан мусор)

В. – Ребята, вам нравится тут? Почему? (ответы детей) Давайте уберём мусор в корзину. Берите предмет, называйте, из чего он сделан и какой он. Например, так: «Бутылка из пластика – пластиковая бутылка»

(Скрепка из железа, бутылка из стекла, ложка из пластмассы, шарик из резины, карандаш из дерева, пачка из картона, салфетка из бумаги, пакет из целлофана.)

В. – Ребята, никогда не оставляйте после себя мусор в лесу! Это, во-первых, сильно вредит растениям и животным, а во-вторых, это некультурно!

5) лекарственные травы, кустарник (Слайд 2)

В. –Теперь на лесной полянке чисто. Посмотрим, какие растения тут есть. Отгадайте и назовите их. Играем в игру «Доскажи словечко»

Расту я вдоль дорожек. Зовусь я … (подорожник)

• То жёлтый, то белый мой сарафанчик. Я –яркий цветок. Я зовусь… (одуванчик)

• Не слишком красива жгучая… (крапива)

• Я очень колючий. Я не крыжовник, я- родственник розы. Зовусь я … (шиповник)

В. –Ребята, расскажите К. Ш., чем полезны эти растения.

(высказывания детей. Если дети затрудняются, рассказывает логопед : подорожник спасает от ран и царапин, одуванчик способствует улучшению пищеварения, отваром крапивы моют волосы, шиповник заваривают и пьют витаминный чай.)

- Найдите среди этих растений лишнее, не такое, как остальные.

(ответ детей : «шиповник, т. к. он кустарник»)

6) ягоды (Слайд 3)

В. – Назовите каждое растение. Как назвать их одним словом?

(ответ детей : земляника, черника, клюква, «ягоды»)

В. – Соотнесите эти слова со схемами: в каком слове 2 слога? в каком слове 3 слога? Сколько слогов в слове земляника?

(ответ детей)

-Ребята, расскажите К. Ш., какое варенье получается из этих ягод. Из клюквы -? Из черники-? Из земляники - ?

(ответ детей : «клюквенное, черничное, земляничное»)

-Ребята, давайте покажем К. Ш., как мы умеем делать упражнение «Вкусное варенье».

7) Разминка для глаз и мышц шеи

В. - Давайте посмотрим на деревья. Поверните голову вправо, влево, поднимите голову вверх, посмотрите вперёд.

8) Деревья (слайд 4)

Перед вами ветки с 4 разных деревьев. Назовите, с какого дерева ветка и какая она. Например, так: «Ветка с осины – осиновая»

(ответы детей : рябиновая, пихтовая, дубовая, липовая)

В. - Вы назвали 4 дерева – рябина, пихта, дуб, липа. Найдите среди них лишнее, не такое, как все.

(ответ детей : пихта, т. к. это хвойное дерево)

В. - Соотнесите эти слова со звуковыми схемами. Помните, красным цветом обозначены гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные звуки. Какое слово подходит к первой схеме? Ко второй? К третьей? Подходит ли 4 схема слову рябина?

(ответ детей)

В. –Ребята, расскажите К. Ш., чем полезны эти деревья.

(высказывания детей. Если дети затрудняются, рассказывает логопед : кора дуба укрепляет зубы и дёсны, липа помогает при простуде, пихтовыми вениками парятся в бане, рябину заваривают и пьют витаминный чай)

9) узнавание мяты по запаху

В. –Некоторые лекарственные растения можно узнать по запаху. Разотрите в пальцах сухой листик и попробуйте определить, какое это растение.

(ответ детей : мята)

В. – Ребята, расскажите К. Ш., чем полезна мята.

(высказывания детей. Если дети затрудняются, рассказывает логопед : мята успокаивает)

10) счёт (слайд 5)

Мяту добавляют в чай. Сосчитайте, сколько мятных листиков положили в чайник. Считайте со словом ЛИСТИК. Начните так: Один листик… (Дети считают)

11) возвращение

В. –На лесной поляне мы увидели много лекарственных растений.

К. Шапочка., теперь ты знаешь, какие травы, деревья и ягоды приносят пользу здоровью и сможешь набрать лекарственных растений для своей бабушки. Нам пора возвращаться в детский сад.

игра «Тропинка» (в обратном порядке)

Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропе.

1. Идём под кустами. Нагибайтесь ниже!

2. Перелезем через упавшее дерево. Ноги поднимайте высоко.

3. Тропинка ведет через болото. Перепрыгиваем с кочки на кочку - с ноги на ногу.

4. Перед нами – ручей, через него перепрыгнем на 2 ногах.

5. На тропинке большие лужи. Обходим лужи.

6. Спокойно идем по тропинке. Поверните голову вправо, влево. Мы вернулись обратно в детский сад!

Итог занятия

В. – Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? Какое задание было для вас трудным?

(высказывания детей.)

- Напомните К. Ш., какие лекарственные растения можно собирать в наших северных лесах и чем они полезны.

(высказывания детей.)

К. Ш. – Большое вам спасибо, ребята! Мне пора идти к бабушке. А по пути я насобираю лекарственных растений. До свидания!

(уходит)

Воспитатель хвалит детей, отмечает тех, кто хорошо занимался, много и правильно отвечал.

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Человек. Части тела»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Человек. Части тела» На базе нашего детского сада "Ягодка" г. Жигулевска 1 ноября 2012 года прошел семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей.

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду "Ягодка" г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы «Лекарственные растения»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 00:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД