Ольга Громова
«Соберём Снеговика». Конспект интегрированного занятия для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для родителей «Соберём Снеговика»
Педагог: Громова Ольга Вячеславовна, воспитатель детского сада.
Состав учебной группы:
- 16 человек,
- 8 девочек, 8 мальчиков,
- дети 5-6 лет.
- зрители: коллеги, родители обучающихся данной группы в количестве18 человек.
Публикация «„Соберём Снеговика“, Конспект интегрированного занятия для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снеговик
- Снеговик. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Тема учебного занятия : интегрированное занятие «Соберём снеговика» проводится для родителей и коллег, носит повторительно-обобщающий характер. Для данного возраста занятие достаточно сложное и насыщенное практическими заданиями.
Цель занятия : систематизация знаний о слове, предложении, звуках, о свойствах предметов, составе числа 5 через решение проблемной ситуации.
Задачи занятия :
Обучающие:
• Обобщить знания детей о предложении, слове.
• Закрепить знания о гласных, согласных твёрдых и согласных мягких звуках.
• Учить сравнивать количество предметов с помощью знаков >, <, =.
• Продолжать формировать знания о составе числа 5.
Развивающие:
• Решение проблемной ситуации «Соберём Снеговика»
• Развивать фонематический слух.
• Развивать мышление, память, воображение.
• Развивать умение классифицировать предметы по трё м свойствам: цвет, форма, размер, оперировать алгоритмами.
Воспитательные:
• Формировать умение работать в паре.
• Воспитывать аккуратность, организованность
Форма занятия : практическое занятие в игровой форме.
Тип занятия : интегрированное.
Структура учебного занятия
1. Вводная, организационная часть (2 минуты) :
Педагог:
- Ребята, к нам в «Ступеньки» утром пришёл Снеговичок. Он хотел остаться у нас в группе, поучиться с вами. Я ему разрешила вас подождать. Но вот я зашла и увидела, что он рассыпался! Ребята, а из чего состоит Снеговичок?
Дети:
- Из круглых снежных комочков.
Педагог:
- Да, а собрать мы его сможем, если выполним быстро и правильно все задания. Постараемся?
Дети: да!
2. Основная часть (26 минут) :
I блок
Педагог:
- Ну, тогда нам нужно поставить на место первый комочек. Для этого мы должны записать схемы предложений. Слушайте внимательно первое предложение:
- Снеговик рассыпался. (Дети записывают схему в тетради)
Слушайте внимательно второе предложение:
- Мы его соберём.
Слушайте внимательно третье предложение:
- Выполним правильно все задания.
Педагог:
- Вот молодцы! Убрали тетради. Первый комочек уже мы поставили на место. А второй комочек встанет, если мы сделаем правильно звуковой разбор слова. Для этого мы встанем и вспомним, какие бывают звуки: ( дети движениями показывают звуки: согласные твёрдые звуки – поднимаем руки вверх, согласные мягкие звуки – приседаем, гласные звуки – хлопаем в ладоши)
Педагог:
- Я называю звуки, а вы их показываете: А-М-Н*-Э-С-К*-Ы-У
Педагог:
- Молодцы, садитесь на места, проверили посадку. Приготовили ладошку и слушаем слово: САНКИ. В воздухе показали схему слова, выложили схему на столе из «лодочек».
Слушаем первый звук: С. Денис, расскажи, какой это звук?
Денис:
- Это звук согласный, твёрдый, обозначаем чёрной фишкой.
Педагог:
- Слушаем следующий звук: А. Лера, расскажи, какой это звук?
Лера:
- Это звук гласный. Обозначаем красной фишкой.
Педагог:
- Хорошо, слушаем следующий звук: Н. Ваня, какой это звук?
Ваня:
- Это звук согласный, твёрдый, обозначаем чёрной фишкой.
Педагог:
- Хорошо, слушаем следующий звук: К*. Кирилл расскажет нам об этом звуке.
Кирилл:
- Это звук согласный, мягкий, обозначаем синей фишкой.
Педагог:
- И о последнем звуке: И расскажет нам Таня.
Таня:
- Это звук гласный. Обозначаем красной фишкой.
Педагог:
- Вот и с этим задание мы справились, ребята, второй комочек встал на место. Для того, что бы следующий комочек поставить, мы должны вспомнить состав числа 5. Но давайте немного отдохнём и освежимся.
Физкультминутка:
- Ветер дует нам в лицо (дети ладошками освежают лицо,
Закачалось деревцо (дети качают руками, поднятыми вверх,
Ветер тише, тише, тише (дети медленно приседают,
А трава всё выше, выше (дети встают)
II блок
Педагог:
- Сели на места, проверили посадку. Возьмите карточки-домики с цифрой 5 и счётные палочки (из логической игры «Палочки Кюизенера», кому они нужны. Расселите жителей по квартиркам на этажах (1 и 4, 2 и 3, 0 и 5; дети раскладывают палочки в домики и записывают цифрами квартирки)
- Вот уже и голова у Снеговичка на месте. Что мы будем следующее ставить: ведро или ручки?
Дети:
- Ручки!
III блок
Педагог:
- Ну, тогда нам нужно взять карточку с фигурами, хорошо подумать, сравнить, чего больше или меньше и поставить знаки сравнения. А какие мы знаем знаки?
Дети:
- <, >, =.
Педагог:
- Попробуйте выполнить задание и проверьте друг друга (дети самостоятельно выполняют задание, проверяют карточку соседа)
Педагог:
- Вот и ручки у Снеговика появились! И остаётся у нас последнее задание для того, что бы надеть ему ведро: вы видите у себя на столе Блоки Дьенеша и карточки. У каждого из вас карточка разная, вам нужно найти фигуру в коробке по признакам, нарисованным на карточке. Эти фигуры вы принесёте в обруч со своим символом! Начинаем работу (дети выбирают из множества геометрических фигур только одну, соответствующую своему символу: например - красный круг, широкий, маленький)
Педагог выкладывает обручи с символами у доски, пока дети выполняют задание. Каждый ребёнок приносит фигуру и показывает педагогу. По окончании выполнения задания все вместе проверяют фигуры.
Педагог:
- Ребята, а Снеговичок у нас уже готов!
3. Заключительная часть (2 минуты) :
Педагог:
- Ребята, мы выполнили много заданий: вспомнили, как записываются схемы предложений, какие бывают звуки, состав числа 5, знаки сравнения, нашли геометрические фигуры по алгоритмам! Мы с вами спасли Снеговика, но я слышу какие-то звуки! (Педагог заглядывает за шторы, достаёт игрушку - Снеговика)
Педагог:
- Ребятки, а вот и Снеговичок! Посмотрите, как он рад встрече с вами! Вы хотите с ним поиграть? Сейчас мы отдохнём на переменке со Снеговичком, а на следующем занятии вы вместе со своими родителями сделаете Снеговичка на картине.
Второе занятие по аппликации из нетрадиционных материалов проводится совместно с родителями на тему «Снеговичок».
Содержательные блоки учебного занятия :
Все три блока имеют большое значение, так как дальнейшие знания детей строятся на уже приобретённых и закреплённых.
I блок – подготовка к обучению грамоте. Огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, выделению звуков в слове, их характеристике.
II блок – математические знания детей. Дети, посещающие детский сад имеют определённую подготовку по математике, поэтому задания на занятиях опираются на базовые знания дошкольников среднего возраста.
III блок – внедрение в работу логических игр с использованием символов и алгоритмов. Ценность данной работы с детьми заключается в практической исследовательской деятельности, возможности потрогать, посмотреть, сравнить фигуры, которые ребёнок выбирает по алгоритму из группы предметов (логическая игра «Блоки Дъенеша»). Логическая игра «Палочки Кюизенера» помогает детям в закреплении знаний состава числа, развитии внимания, памяти, воображения.
Планируемый результат занятия : на занятии дети будут активно участвовать в решении проблемной ситуации, смогут составить схему предложения, слова, составить характеристику звуков, самостоятельно сделать состав числа 5, правильно использовать знаки сравнения, классифицировать предметы по трём свойствам.
Методы: проблемная ситуация, беседа, демонстрация алгоритмов, логическая игра.
Материально-техническое оснащение занятия :
- кабинет
- 9 столов для работы детей, 18 стульев, письменный стол педагога
- рабочие тетради, простые карандаши, фишки для обозначения звуков черного, синего и красного цветов, схемы-лодочки, наборы логических игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», карточки на каждого ребенка на состав числа 5, на сравнение предметов, на нахождение геометрической фигуры.
Литература:
1. Акимова Г. Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет. СПб: «Весь», 2001
2. Береславский Л. Я. Азбука логики. - М. : Астрель, 2001.
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2009
4. Игры и упражнения со словами. Серия «Дошкольное образование». М. : ЮНВЕС, 2000
5. Развивающие игры как инновационная технология по развитию познавательно-речевых и творческих способностей детей. (Сост. Некрасова Н. Г., Ильина О. С., ЛГОУ им. А. С. Пушкина – Бокситогорск, 2007