Людмила Васенева
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Поход в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Горы Саяны, тайга, Енисей,
Синее небо, поляны ромашек…
Береги, человек, - это всё для тебя!
Это – наша природа родная…»
Интеграция образовательных областей:
ПОЗНАНИЕ:
•коммуникация
•социализация
•безопасность
•здоровье
•физическая культура
•художественное творчество
•музыка
Программное содержание:
•Закрепить знания о родном городе, крае, Сибири ( акцент на природное окружение: ландшафт, почвы, растительность, природные ископаемые);
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Поход в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
•Развивать познавательный интерес, навыки исследовательского поведения: умение выделять проблему, выдвигать гипотезу, строить план действий, делать выводы и умозаключения; умение слушать и принимать во внимание чужую точку зрения, взаимовыручку, доброжелательное отношение к людям с иной жизненной позицией, навыки делового общения.
•Способствовать стремлению к самостоятельному приобретению знаний;
•Знакомство детей с профессией геолога, спецификой профессии ; Донести до сознания детей её важность и особую значимость для края и страны.
•Пополнить знания детей о способах очистки воды, профилактике травмоопасных ситуаций при нахождении в лесу.
•Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.
• Формировать экологическую культуру: бережное отношение к природе, упражнять в правилах разумного, гуманного поведения человека в лесу. Помочь осознать, что человек не венец, а одно из звеньев Природы.
•Обогащение словаря детей словами : геолог, стороны света : север, юг, восток, запад; компас, минералы, полезные ископаемые, железная руда, фильтр, котелок.
Предварительная работа: Сбор коллекции минералов, создание рукописной Красной книги растений Сибири, чтение рассказа о работе геолога, рассматривание карты России, Красноярского края, глобуса; издание рукописной газеты «Как я провёл лето»; Беседа о предстоящем походе, сбор необходимых предметов и укладка рюкзака.
Материал: Рюкзак с походными принадлежностями, среди которых:
аптечка с бинтом, ватой, таблетками активированного угля, «зелёнкой»; салфетки бумажные, пластмассовые прозрачные ёмкости для фильтрации воды, бутыль с водой, план – карта территории ДОУ, план ДОУ, географический атлас, Красная книга растений Сибири, гербарий древовидных растений Сибири (кедр, сосна, пихта, берёза, осина, рябина) для подвижной игры «Раз,два,три – к дереву беги», гербарий «Лекарственные растения Сибири», лупа, компас,котелок, чай, поварёшка для разлива, одноразовые стаканчики для чая.
Ход занятия:
Вступительная беседа об отдыхе летом, сопровождающаяся рассматриванием настенной, иллюстрированной фотографиями и рисунками детей, газеты «Как я провёл лето».
Вопросы:
Ребята, где и как вы любите отдыхать летом? Какие интересные места вы посетили прошедшим летом? А как вы себя ведёте в природе? Шумите, кричите, рвёте цветы? Как вы считаете, все растения, что растут в лесу, можно рвать? Почему? Рассматривание Красной книги Сибири.
Рассказ воспитателя про знакомого ей мальчика Антошку,который ездил летом отдыхать на речку Ману.
Примерный рассказ: «Антоша взял с собой бутылку газировки, семечки, сладости. На берегу речки он приметил кучу консервных банок, оставленных рыбаками. И как все мальчики, не утерпел и стал сбрасывать банки в воду. Он решил, что на берегу станет чище, но не подумал об обитателях речки.»
Обсуждение рассказа воспитателя с детьми ( Разумность запасов Антоши: газировка,семечки,сладости; правильность выбора мальчиком способа борьбы с бытовым мусором,увиденным на берегу Маны). Краткий рассказ педагога о важности воды в жизни человека, об ограниченности её запасов, о важности бережного отношения к водным запасам. (Есть места на земном шаре,где вода на вес золота, появились целые регионы в России, где люди вынуждены пользоваться покупной питьевой водой: город Ижевск- столица Удмуртии и др.)
Краткая беседа о предстоящем походе :
Сегодня мы с вами идём в поход, к которому долго готовились. О правилах поведения в лесу мы вспомнили. Ошибок постараемся избежать. Все готовы? Самочувствие нормальное?
Напоминание о способах безопасного продвижения группы людей по лесу: идём «стайкой», не отставая,не толкаясь, не трогая руками незнакомых предметов.
Где наш рюкзак?
Входит медицинская сестра ДОУ.
Краткая беседа – напутственное слово мед. сестры, касательно предстоящего путешествия, проверка содержимого собранной медицинской аптечки, уточнение назначения каждого из уложенных в рюкзак предметов. При этом, медсестра незаметно для детей «забывает» положить в рюкзак бутыль с водой.
Рассматривание плана, определение по нему маршрута до лесной поляны, на которой запланирован отдых (отмечена на плане красным флажком).
Движение по саду, согласно плану.
Проход полосы «лесных» препятствий:
•Болото
- Ой, болото на пути! Как бы нам его пройти? Чтобы перейти болото, надо прыгать с кочки на кочку в соответствии с обозначенными порядковыми номерами (счёт до 20);
•Переправа через ручей (ходьба по доске);
•Подлезание под упавшее дерево (дуга);
•Подвижная игра «Раз,два,три – к дереву беги!»(кедр, сосна,пихта берёза, осина, рябина);
•Встреча в лесу человека с корзинкой и серия проблемных ситуаций, связанных с ним:
- Человек в лесу поранил ногу, а аптечки нет;
- Сортировка собранных грибником грибов на съедобные и ядовитые;
- Определение уровня жидкости в непрозрачной бутылке с узким горлышком без наличия специальных средств.
•Нахождение поляны для отдыха, обозначенной на плане.
Привал:
Релаксация под запись «Голоса леса» : определение вида птицы по характерным звукам (сорока, ворона, кукушка, воробей, дятел, соловей);
Появление человека с рюкзаком в характерной одежде (брезентовая куртка, сапоги, шляпа с москитной сеткой, с компасом на руке)
Проблемная ситуация «Догадайся по внешнему виду, кем работает этот человек».
В случае затруднения,
игра с «незнакомцем» «Кем работаю не скажу, а что на работе добываю – покажу…». Достаё т из рюкзака минералы : каменный уголь, известняк, соль, мел, слюду, базальт, железную руду. Рассматривание через лупу представленных минералов,
Знакомство детей с геологом, краткая беседа,
рассказ геолога о специфике профессии, полезных ископаемых Красноярского края, демонстрация компаса.
Геолог практикует детей в пользовании компасом. (Взять в руки и медленно вращать его вокруг себя, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N .Это означает, что мы стоим лицом к СЕВЕРУ,
сзади – ЮГ, слева – ЗАПАД, справа – ВОСТОК)
Предложение организовать чаепитие знак дружбы с новым знакомым.
Достаём котелок, предлагаем детям достать из нашего рюкзака бутыль с водой. Обнаружение пропажи.
Проблемная ситуация: Как можно утолить жажду в лесу, если под рукой нет чистой питьевой воды?
Обсуждаемые вопросы:
Вспомнить свойства воды: в жидком состоянии льётся, без цвета, без запаха, без вкуса, без формы.
Какая вода пригодна для питья?
Геолог предлагает использовать для чаепития воду, которую он набрал в речке Мана.
Демонстрирует бутылку очень мутной жидкости.
Обследование содержимого бутылки, обсуждение увиденного, примерные вопросы к детям:
Что в бутылке?Как определили? Можно употреблять для питья содержимое бутылки геолога?
Обговаривание способов очистки воды от примесей, выстраивание гипотез, выбор наиболее эффективного фильтра : носовой платок, бумажная салфетка, активированный уголь, бинт, вата и др. Выстраивание детьми плана действий по очистке воды.
Практические упражнения по фильтрации воды через разные фильтры, выбранные детьми.
Выводы: Какой из фильтров самый эффективный для очистки воды от примеси? (салфетка, ткань, вата, бинт, уголь активированный)От какого свойства фильтра зависит качество очистки жидкости?
Чаепитие с геологом.
Уборка поляны от бытового мусора в специально приготовленные пакеты.
Возвращение в группу.
Краткая итоговая беседа о профессии геолога во время одевания детей на прогулку.
Примерные вопросы:
О какой профессии сегодня узнали?
Что делает геолог?
Для чего он ищет полезные ископаемые?
Какими полезными ископаемыми славится Красноярский край?
Ребята, кто-нибудь из вас хочет стать геологом?
Совместная деятельность воспитателя и детей в вечернее время этого дня:
•Рисование плакатов «Человек, береги воду!»
•Обсуждение-составление долгосрочного проекта по сбережению водных ресурсов «Капелька».