Галина Романова
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей группе «По мотивам гжельской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия по
художественному творчеству
на тему: «По мотивам гжельской росписи»
Выполнила: Романова Г. Н. воспитатель МКДОУ
Бутурлиновский д/с № 5
2014 г.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей группе „По мотивам гжельской росписи“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Цель: учить рисовать элементы гжельской росписи.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с гжельской росписью,
- приобщать к исконно русскому творчеству,
- развивать желание испытать себя в роли народного мастера,
- стимулировать развитие творческих способностей,
- воспитывать эстетический вкус, умение по мотивам создавать узор.
Активизации словаря: фарфор, обжиг, роспись, промысел.
Интеграции : художественное творчество, социализация, познание,
коммуникация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов «Гжель», «Сказочная гжель»,
- рассматривание изделий гжельского промысла,
- чтение стихов Синявской «Сказочная гжель», Хохловой «Керамика».
Используемая литература:
- «Сказочная гжель» Ю. Г. Дорожин,
- «Энциклопедия прикладных искусств»,
- «Русские художественные промыслы» О. С. Попова, Н. И. Капиан,
- «Сказочная гжель» Синявская,
- «Керамика» Е. Н. Хохлова.
Здравствуйте ребята, проходите.
Я хозяйка мастерской, зовут меня Галина Николаевна.
А Вы мои гости, рада Вас видеть мне будет очень приятно с такими воспитанными детьми пообщаться. Ребята я прочитаю Вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте:
Велика наша Россия
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет!
Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?
Дети: О России.
Воспитатель: Правильно Россия великая страна, славится она своими просторами, реками и морями, огромными современными городами. Но самое большое богатство нашей Родины - это люди, народные умельцы, народные промыслы. С какими промыслами Вы знакомы?
Дети: Дымковским, Городецким, Гжельским.
Воспитатель: Ребята я хотела показать Вам картины с изображением предметов расписанных разной росписью, разных народных промыслов, только все они перепутались, помогите мне, пожалуйста, поместить каждое изделие в свой город.
Игра: «Каждое изделие в свой город».
Перед игрой закрепление.
Воспитатель: Что изготавливают Дымковские мастера?
Дети: Игрушки из глины и расписывают их точками, дугами, кругами.
Воспитатель: А что изготавливают в городе Городце?
Дети: Деревянные изделия и расписывают их растительным орнаментом,
на желтом фоне.
Остаются изделия Гжельской росписи.
Воспитатель:
Сине-белая посуда.
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими, нежными красивыми.
Ребята знаете откуда эта посуда?
Дети: Из города Гжель.
Воспитатель: Верно и расписана она Гжельской росписью. А какие цвета используют Гжельские мастера?
Дети: Синие, голубые на белом фоне.
Воспитатель: Правильно ребята, открою Вам секрет, я не просто Вас в гости
пригласила, хочу Вам рассказать, откуда берет свое начало «Гжель» (снимаю накидку).
А сейчас садитесь поудобней, и я поведаю свой рассказ.
«В некотором царстве, в Российском государстве недалеко от Москвы. Средь лесов и полей стоит деревенька Гжель. Жили были там смелые и умелые веселые мастера, собрались они однажды, и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать. Нашли они глину в родной сторонушке чудесную, белую, белую. Долго они ее на морозе держали, чтобы вымерзла и дошла до готовности, затем вылепили из нее посуду разную, прекрасную. Каждый мастер свое умение стал показывать. Один слепил чайник, носик в виде головки петушка, другой подивился, но чайник лепить не стал, а взял да и вылепил бычка, стали дальше думать, как бы украсить эту посуду, разошлись по домам, идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота разливается синь-синева, высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер стелется.
Взял мастер в руки кисть
И в синь небес макнул
Взамен холста взял белизну
Просторов зимних русских
Расписали художники фарфоровую посуду синей краской разных оттенков.
Рисовали на посуде узоры из сеточек, капелек, полосочек, синих цветов, обжигали посуду в печи, отсюда и название деревеньки Гжель от слова «жечь». Засияла посуда, нарядная получилась. Полюбилась она людям и стали ее называть нежно-голубое чудо.
По сей день средь лесов и полей стоит городок Гжель. Продолжают славную
традицию, лепят и расписывают удивительную посуду. Прославили мастера свой край родной на весь мир. Всем поведали, какие мастера живут на Руси».
В наше время Гжельской росписью очень модно украшать разные вещи:
дубленки, платья, валенки.
Ребята, а у меня тоже есть посуда на столе. Как можно назвать её?
Дети: Чайный сервиз.
Воспитатель: Ой, дети, со мной такая неприятность произошла. Вас в гости ждала, нарядный сервиз, расписанный Гжельской росписью, на стол выставила. Уронила чашки, и разбила. Что делать теперь, прямо не знаю. Может вы мне что-нибудь посоветуете?
Дети: Расписать новые.
Воспитатель: А вы мне поможете?
Дети: Да.
Воспитатель: Но чтобы расписать новые чашки, нам нужно узнать какой узор был на разбитых. Для этого мы их с вами сложим и посмотрим.
Игра «Собери чашку».
Две команды «белой» и «синей» ленточки, кто быстрее соберет чашку.
Собрали молодцы, что изображено на наших чашках - гжельская роза.
Воспитатель: Берет синюю ленточку, касаясь детей, произносит «матушка Гжель по полю гуляла синюю ленточку потеряла, кто ее найдет, тот талант обретет».
Вот коснулась вас волшебная ленточка, я дала всем возможность превратиться в талантливых мастеров. Пожалуйста, присаживайтесь.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Так как в сервизе должны быть чашки с одинаковым рисунком, работу будете выполнять вместе со мной. Напоминаю вам правила работы.
1. Кисточку нельзя оставлять в воде.
2. Не забывайте тщательно промывать кисть.
3. Кисточку нужно держать под прямым углом, как я.
Приступили к работе.
Готовые работы дети ставят на блюдца чайного сервиза.
Воспитатель: Я не ожидала, что Вы такие умелые мастера. Недаром говорят, что умелец себе и людям радость приносит (включается роза).
Представьте ребята, какое чудо от ваших умелых рук, даже роза сказочная зацвела. А знаете почему у нас такие работы красивые получились? Потому что мы работали дружно. Давайте друг друга поблагодарим и подарим друг другу тепло волшебной Гжельской розы.
Дети говорят друг другу спасибо и передают цветок, доходит цветок до воспитателя.
Воспитатель: Я тоже хочу сказать Вам большое спасибо, мне было очень приятно с вами работать, я хочу подарить вам на память Гжельские сувениры. Ребята, какое настроение создала вам Гжель?
Дети: веселое, хорошее, праздничное.
Воспитатель: я хотела бы его продлить, вот я вам сделала много разных силуэтов, может вы захотите в группе их расписать Гжельской росписью и подарить мамам, папам, друзьям.
Гжельская сказка с вами не прощается, она говорит вам до свиданья.