Ирина Бабушкина
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с использованием НРК «В гостях у Елены Прекрасной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
по окружающему миру
в старшей «А» группе (ТНР) с использованием
национально-регионального компонента
«В гостях у Елены Прекрасной»
Воспитатель: Бабушкина Ирина Эдуардовна
Цель занятия : Знакомить детей с особенностями национальной одежды народов Южного Урала.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с использованием НРК „В гостях у Елены Прекрасной“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
1. Закрепить представления о русских и татарских национальных костюмах, учить различать русские и татарские головные уборы.
2. Развивать интерес к культуре народов своего края.
3. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского и русского орнаментов.
Предварительная работа:
- Беседа о традиционном русском народном костюме и татарском.
- Рассматривание альбома «Народы Южного Урала»
- Рассматривание иллюстраций с разными головными уборами.
Материал:
Сундук, головные уборы (тюбетейки, кокошники, иллюстрации, презентация «Головные уборы», образцы кокошников и тюбетеек, украшенных узорами.
Демонстрационный материал: шаблоны тюбетеек и кокошников на каждого ребенка, элементы узора на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Сюрпризный момент:
Входит воспитатель в русском народном костюме под русскую народную музыку.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Прекрасная.
Я предлагаю вам совершить путешествие в мир национальных костюмов народов Южного Урала.
-Ребята, вам нравиться мой нарядный костюм?
Давайте рассмотрим его.
-Народ, какой национальности носит такой костюм? (русский)
Как называется эта часть костюма? (сарафан)
А эта? (рубаха)
А что у меня на ногах? (Сапоги)
А на голове? (кокошник)
- Правильно молодцы ребята.
Присаживаюсь
- В какой стране мы живем? (в России)
-В каком городе? (в Коркино)
-Где находится город Коркино? (на Южном Урале) Правильно.
- Ребята знаете ли вы, какие народы проживают на Южном Урале?
(Русские, башкиры, татары, немцы, украинцы, евреи и многие другие народы.)
-Правильно.
- Все народы имеют свои национальные костюмы. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о татарском и русском национальном костюме.
-Ребята обратите внимание на экран, здесь вы видите людей, которые одеты в русские и татарские национальные костюмы.
- А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть и ответить самим, в какие национальные костюмы одеты эти люди.
- В какой национальный костюм они одеты? (в Русский)
- Назовите части мужского и женского русского национального костюма. ( мужской костюм: рубаха, штаны-порты, длинный пояс – кушак, лапти, картуз; женский костюм – рубаха, сарафан, сапоги, кокошник.)
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали части русского национального костюма.
-Ребята, посмотрите в какой костюм одеты эти люди? (В Татарский)
- Назовите части мужского и женского татарского национального костюма.
( мужской костюм: длинная рубаха, жилет - камзол, тюбетейка, сапоги; женский костюм: рубаха – платье (кульмек, жилет - камзол, тюбетейка, сапоги)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили.
- В национальных костюмах самым главным элементом, являются головные уборы, о которых мы подробнее с вами сейчас поговорим.
Посмотрите на экран
-как называется этот головной убор (Кокошник)
- Народы какой национальности носят этот головной убор?
-Посмотрите какие кокошники красивые, они бывают разного цвета, разной формы, величины.
Воспитатель: В старинные времена кокошники украшали золотыми нитями и жемчугами.
- Посмотрите какие красивые узоры на кокошниках, назовите элементы узоров, которые вам знакомы? (Цветы, точки, круги, завитки, волнистые линии)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ещё один головной убор
- Как он называется? Тюбетейка.
- Народы какой национальности носят тюбетейки (татары)
Тюбетейки тоже бывают разного цвета, из разных тканей, с разными узорами, в старинные времена их расшивали золотыми и серебряными нитями и украшали драгоценными камнями, а сейчас их украшают блестками, бисером, вышивают узоры.
-Давайте повнимательнее рассмотрим элементы узоров на тюбетейках. Воспитатель: Назовите элементы, которые вам знакомы. (цветы, круги, лепестки, завитки, полукруги и т. д.)
- Ребята я приготовила для вас небольшой сюрприз
-Посмотрите, что это? (сундук)
- Ребята подойдите поближе, встаньте поудобней и мы с вами посмотрим, что же здесь есть.
-Что это? Кокошник
- Посмотрите, какой он красивый, передавайте его друг другу, рассмотрим его повнимательнее. Дима чем он украшен? (бусами, блестками)
-А это, что за головной убор? Тюбетейки
- Рассмотрите его, передавайте друг другу, чем украшены тюбетейки, какие узоры вы видите.
-Вам понравились головные уборы? (Ответы детей.)
Воспитатель: В старинные времена люди сами, своими руками украшали головные уборы. Сегодня я вам предлагаю стать настоящими народными умельцами и украсить кокошники и тюбетейки.
- Но перед этим предлагаю немного подвигаться.
Физкультурная минутка
- Теперь я предлагаю вам подойти к столу и выбрать для себя кокошник или
Тюбетейку, те ребята которые выбрали тюбетейки садитесь за столы которые стоят у окна, а кто выбрал кокошник проходите за столы, которые стоят возле гостей.
- Перед тем как начать работу обратите внимание на образцы, они помогут вам украсить узорами головные уборы, не забывайте пользоваться салфеткой, чтобы убрать лишний клей.
Приступайте к работе. Включаю релаксационную музыку
-Помогаю затрудняющимся детям.
Итог работы
- Кто закончил украшать свой головной убор, несите его и кладите на стол. Чтобы он высох.
- Ребята давайте полюбуемся на ваши работы, какие красивые получились у вас кокошники и тюбетейки.
- Вы довольны своей работой.
- Мне тоже очень нравиться ваши головные уборы, когда они хорошо высохнут мы приклеим к ним ободки и вы сможете их надеть и поиграть с ними, они у нас будут храниться в уголке ряжанья.
- А теперь вы можете идти отдыхать. Мне очень понравилось, как вы работали.
Список литературы:
1. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред. -сост. Е. С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
2.«Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт. -сост. В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
3.«Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т. С. Комаровой. М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. : Детство - Пресс, 2002.
5. Жуковская Р. И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С. А. - М. : Просвещение, 1990.
Прилагаю фотоотчёт.