Юлия Кажаева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-Зиме» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-Зиме»
Подготовительная к школе группа.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „В гости к Зимушке-Зиме“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель : обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь и развивать связную речь, учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Познакомить детей с буквой Ь и ее назначением.
Задачи.
1. Образовательные:
- Формировать преставление о мягком знаке «ь».
- Учить читать слова, изменяя их смысл посредством использования
«ь»- мягкого знака.
- Учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову,
- Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с воспитателем,
активно включаться в коллективную игру, оказывать помощь сверстнику в случае необходимости.
- Формировать умения добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля.
2. Развивающие:
- Развивать внимание при чтении слов и связную речь детей при объяснении смысла слов. - Развивать лексическую сторону речи детей с помощью мнемотаблиц;
-- Закреплять знания о временах года и месяцах.
- Совершенствовать звуковой анализ слов. Развивать мелкую моторику
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям грамотой.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитатель.
- Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование и материалы: Магнитная доска, мольберт, МР3 проигрыватель, картинки анимации буквы Ь, на что похожа буква Ь, мнемотаблица, магнитные буквы, снежинки, схема для звукового анализа слова, фишки (квадраты зеленого, синего и красного цвета, пропись, карандаши
Предварительная работа:
разучивание стихотворений, использование загадок.
рассматривание предметов и иллюстраций с Ь - мягким знаком.
упражнение со схемами.
подбор иллюстраций; создание презентации.
Словарная работа: пушистая, снежная, волшебная, искристая
Индивидуальная работа: создание условий для формирования умения связно выражать свои мысли
Методы и приёмы: художественное слово, беседа, вопрос – ответ, показ, объяснение
Ход занятия
1. Вводная часть (7 мин.):
(воспитатель заходит с детьми, они здороваются с гостями)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём занятие по развитию речи. Вы покажете свои знания и умения, а гости посмотрят на вас и послушают вашу красивую и правильную речь. А что это за красивая снежинка сундучок у нас на столе? Они раньше были у нас в группе? (ответ детей) Кто же мог их у нас оставить? (предположения детей). А на снежинке что-то написано! (воспитатель читает вслух): «Здравствуйте ребята. Я заглядывала к вам в окно, и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на занятие, я бы хотела, чтобы вы посвятили его мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания, выполнив их вы получите от меня подарок. Удачи и до свидания, я обязательно приду к вам в гости. С уважением Зима».
Воспитатель: Ну как ребята, вы согласны посвятить наше занятие Зиме?
Дети (да).
Воспитатель: Так и назовем наше занятие по развитию речи «В гости к зимушке - зиме». Тогда начинаем! желаю вам быть внимательными, умными, и находчивыми. Напоминаю, что свои мысли вы должны выражать полным ответом.
Ребята, а чтобы красиво четко говорить, что мы проводим в начале занятия по развитию речи?
Дети: Речевые упражнения - _чистоговорки
Воспитатель: Наша чисто говорка будет о зиме:
МА-МА–МА - наступила вновь зима
РА – РА – РА – снежная гора
ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ - бабу снежную лепили
ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик
РИ – РИ – РИ - прилетели снегири
КИ–КИ–КИ - поиграем мы в снежки
РЫ–РЫ–РЫ - катаемся с горы
ТА – ТА – ТА – зимою красота
2. Основная часть (20 мин.)
Воспитатель: Ребята, а я хочу начать наше с вами путешествие по зиме со стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя, на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(выставляется картина с изображением зимнего леса)
Воспитатель : А что сказано про лес? Прозрачный лес один чернеет. Почему лес прозрачный и почему он чернеет.
Дети: Потому что зимой деревья голые, без листьев, и в зимнем лесу темные деревья выделяются и видны издалека. Через ветки можно смотреть в глубину, увидеть, что происходит в лесу.
Воспитатель : Но у природы есть свои причуды, когда лес из черного и прозрачного превращается в белоснежный и сверкающий. Деревья, ветки покрываются драгоценными камнями, или пушистым одеяльцем. Как называются эти явления природы?
Дети: (мороз,иней)
Воспитатель : Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты в стихах, художники в своих картинах, композиторы в музыке передают характер, настроение зимы, природные явления. Это ребята Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор (показ портрета, который сочинил целую композицию под названием «Времена года». Отрывок, с которым мы с вами сейчас познакомимся называется «Декабрь». Давайте послушаем. Закройте глаза, что вы себе представляете? Что вам хочется делать под эту музыку? Целый лес вальсирует, ребята, вместе со снежинками. И они красивые, сверкающие, мягкие, пушистые в танце ложатся на ветки деревьев.
- Да, ребята, действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью.
Воспитатель : И так первое задание - какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Восп: Назовите первый месяц.
Дети: Первый зимний месяц – это декабрь.
Восп: Какой праздник в декабре?
Дети: Новый год!
Восп: Правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.
Дети: Второй месяц зимы – это январь.
Восп: Какой же праздник мы празднуем в январе?
Дети: В январе мы празднуем Рождество.
Восп: Хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?
Дети: Третий месяц зимы – это февраль.
Восп: Какой праздник мы отмечаем в этом месяце?
Дети: 23 февраля-День защитников отечества.
Задание №2. Сейчас мы с вами поиграем – Зима передала снежок из снега, я буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте, какая бывает зима?
Дети: Снежная, холодная, красивая, морозная, сказочная и т. д.
Задание №3: Игра «Придумай слово».
Образование родственных слов к слову снег (снежок-снежинка-снегопад-снеговик-снеговичок-снежки-снегоход-снегокат-снежный-снежище-снегурочка-снегирь-белоснежный-Белоснежка-подснежник)
Задание №4: Работа с мнемотаблицей «Зима»
Мнемотаблица "Зима"
Воспитатель : Предлагаю всем отдохнуть.
Физминутка.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения,
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места!
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с одной буквой. Садитесь поудобнее и слушайте:
Жили – были в азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Пришла как – то «с» к букве «я». Получилось «ся». (буквы появляются на доске, и дети их читают). «Л» к «е» - «ле», «д» к «и» - «ди». Буквы жили не тужили, потому что все дружили. Но была среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначала звука. «Что ты за буква? - возмущались они. Не умеешь говорить!». Жилось «ь» очень одиноко. Как – то взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Все у них получалось замечательно, пока не решили они составить слово «букварь». Что они ни делали, получалось у них только «буквар». «Встану я и обозначу мягкость, - сказала буква «и». «И» быстро пристроилась в конце. Что получилось? «Буквари». «Лучше я встану, - сказала «я». «Букваря» - читают дети. Опять ничего не получилось. Тогда решили буквы позвать этого молчуна «ь». Он с радостью согласился. Получилось слово «Букварь». Развеселились буквы и стали приглашать «ь» в гости.
Воспитатель: Давайте и мы ближе познакомимся с этой буквой. Рассматривание анимационных картинок с изображением Ь. Из скольки элементов состоит буква? на что похожа? (ответы детей)
Мягкий знак, мягкий знак.
Не звучит совсем никак,
Но есть правило простое,
Мы легко его усвоим –
Если знак к согласной встанет,
Буква сразу мягкой станет.
Задание № 5: Самостоятельная работа детей
Обвести по штрихпунктирным линиям букву мягкий знак и сделать звуковой анализ слова «Олень». Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика с использованием текста из мнемотаблицы:
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошат хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катились, (ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)
Заключительная часть (3 мин)
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы! Со всеми заданиями Зимушки-зимы справились. Итак, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? С какой буквой познакомились? Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце. А что же приготовила вам Зимушка зима? Давайте скажем все вместе: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! (воспитатель заглядывает в сундучок).Зимушка-зима оставила вам подарок, вы ей очень понравились.
Дети получают конфеты в виде снежных шариков.