Ирина Яглова
Конспект занятия «Расскажем Серой шейке о перелетных птицах» в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Расскажем Серой шейке о перелетных птицах.
Задачи:
*Поддержать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
*Обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомого литературного произведения.
*Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
Публикация «Конспект занятия „Расскажем Серой шейке о перелетных птицах“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- «Серая шейка», Мамин-Сибиряк Д.В.
- Темочки
*Расширить знания детей об особенностях обитания перелетных птиц. *Подвести детей к пониманию того, какую пользу приносят птицы. *Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям. Учить составлять описательные рассказы с наглядной опорой в виде графических схем. *Развивать умение анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
Предварительная работа:
*Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.
*Загадывание и отгадывание загадок.
*Чтение сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая шейка».
Материалы и оборудование: книга с текстом сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»; подборка загадок о перелетных птицах; иллюстрации перелетных птиц; карточки – схемы для составления описательных рассказов про птиц.
Ход.
Воспитатель подзывает детей к себе на ковер, предлагает сесть и начинает беседу.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Маргариты Ивенсен.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетели :
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
О каком времени года в нем говорится?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Назовите признаки осени, которые встретились в этом стихотворении.
Дети: (по очереди) На деревьях пожелтели птицы. Начался листопад. Птицы улетают на юг.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Дети: Зяблик, дрозд, ласточка, чибис, жаворонок, иволга, кукушка, аист, соловей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему трудно приходится птицам холодной осенью?
Дети: Осенью становится холодно. Насекомые прячутся или погибают. Птицам не хватает еды.
Воспитатель: Еще раз расскажите, почему одних птиц называют перелетными, а других – зимующими?
Дети: Птиц, которые улетают от нас зимой в теплые края, называют перелетными. Птицы, которые никуда зимой не улетают, а остаются зимовать, называются зимующими.
Воспитатель: Почему птиц называют пернатыми друзьями человека?
Дети: Птицы приносят пользу, они поедают вредителей – насекомых, которые уничтожают урожай. Птицы своим пением и веселым щебетом дарят людям хорошее настроение. Птицы покрыты перьями, поэтому их называют пернатыми.
Воспитатель: Как человек должен заботится о птицах?
Дети: Зимой делать для них кормушки. Не забывать насыпать в эти кормушки корм. Весной мастерить скворечники. Не разорять гнезда и не обижать птенцов.
Воспитатель: Вспомните, как называется сказка Д. Н. Мамина- Сибиряка, в которой он рассказывал о подготовке птиц к отлету на юг.
Дети: «Серая Шейка»
Воспитатель: Кто такая Серая Шейка?
Дети: Это уточка.
Воспитатель: Почему Серая Шейка не смогла подготовиться к отлету в теплые страны так же, как все ее родные?
Дети: У нее было ранено крылышко, и она не смогла подготовиться к долгому полету – научиться хорошо летать.
Воспитатель: Все перелетные птицы улетели на юг, Серая Шейка осталась одна и не успела узнать, как живут перелетные птицы, почему их называют перелетными, чего они боятся, для чего они собираются лететь на юг, чем питаются. Мы с вами можем рассказать обо всем этом Серой Шейке. Но сначала давайте поиграем в игру «Озорные гномы», подвигаемся.
Игра «Озорные гномы».
Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, посередине стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он стоит лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то у одной, то к другой шеренге. Дети, к которым «волшебник» поворачивается лицом, замирают, дети из другой шеренги в это время начинают двигаться. Игра проводится 2 – 3 минуты.
Воспитатель открывает книгу со сказкой Д. Н. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка»
Воспитатель: А сейчас послушайте, ребятки, загадаю вам загадки.
Холода их так пугают!
К теплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Ждать зимы им не годится.
Дети: Птицы.
Воспитатель: Всех перелетных птиц черней,
Он чистит поле от червей.
Целый день по полю вскачь!
А зовется птица….
Дети: Грач.
Воспитатель: Маленький певец лесной.
Лучше всех поет весной.
Дети: Соловей.
Воспитатель: На одной ноге в болоте
Замираю на охоте
И ловлю в кругу подружек
Зазевавшихся лягушек.
Дети: Цапля.
Воспитатель: На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец,
Он и летчик, и певец.
Дети: Скворец.
Воспитатель: Угадайте, что за птичка:
Тоненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Дети: Ласточка.
Воспитатель: Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Дети: Кукушка.
Воспитатель: Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Дети: Утка.
Воспитатель: Кто по тропочке идет
Быстрыми шашками,
Длинным хвостиком трясет,
Догадайтесь сами.
Дети: Трясогузка.
Воспитатель: В воде купался,
Сухим остался,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Дети: Гусь.
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть.
Игра «Опустел скворечник». Дети стоят в кругу, проговаривают слова и выполняют движения согласно тексту.
Опустел скворечник Дети машут руками, как крыльями
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится. Приседают.
Целый день сегодня Идут по кругу и машут руками.
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят. Бегут по кругу.
Воспитатель: Я хочу вам предложить еще одну игру, она называется «Четвертый лишний». Я буду называть птиц, а вы среди них должны найти лишнюю и объяснить, почему вы так считаете.
- Ласточка, стриж, лебедь, иволга.
Дети: Лебедь – водоплавающая птица.
Воспитатель: Цапля, лебедь, соловей, журавль.
Дети: Соловей обитает в лесу, а остальные птицы – на воде.
Воспитатель: Грач, дятел, кукушка, трясогузка.
Дети: Дятел – зимующая птица.
Воспитатель: Ласточка, лебедь, кукушка, жаворонок.
Дети: Кукушка не высиживает птенцов.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам игру «Добавь слово». А буду произносить начало предложения, а вы – продолжать.
- Воробей маленький, а журавль….
Дети: Большой.
Воспитатель: Ворона большая, а синичка….
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Утка серая, а лебедь….
Дети: Белый.
Воспитатель: У человека квартира, а у птицы…
Дети: Гнездо.
Воспитатель: У зверей шерсть, а у птиц….
Дети: Перья.
Воспитатель: У человека нос, а у птиц….
Дети: Клюв.
Воспитатель: У человека ребенок, а у птиц…
Дети: Птенец.
Воспитатель: Дом из кирпичей, а гнездо…
Дети: Из веток.
Воспитатель: У человека ноги, а у птиц…
Дети: Лапы.
Воспитатель: У людей ногти, а у птиц…
Дети: Когти.
Воспитатель: А теперь давайте не только поиграем, но и подвигаемся.
Игра «Отлет птиц». Дети встают в круг, произносят слова и выполняют движения согласно тексту.
Осень дивная пришла, Дети хлопают в ладоши
Птиц в дорогу позвала. Машут руками.
Трудно будет птицам нашим Грозят указательным пальцем
Давайте дружно им помашем. Машут
Ласточки летят, кукушки, Загибают по одному пальцу
Кружат гуси над опушкой,
Цапли, лебеди и утки
В стаи собираются.
С их отлетом на земле Хлопают в ладоши
Все тепло кончается.
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите к столам, разделившись на тройки.
На столах приготовлены для вас иллюстрации перелетных птиц и схемы для составления описательного рассказа о птице.
Предлагаю вам составить рассказ о птичке, которая изображена на вашей картинке. Вы должны постараться так описать свою птичку, чтобы Серая Шейка догадалась, о ком вы рассказывали.
Посмотрите на ваши схемы и давайте составим план рассказа - описания.
1) Цвет,
2) Характерные особенности (части тела,
3) Где живет (болото, река, суша, когда и где высиживает птенцов,
4) Отлет и возвращение (весна, осень,
5) Чем питаются (насекомые, растения, червяки, лягушки)
6) Какую пользу приносят человеку
Главное условие: нельзя называть птичку, о которой будете рассказывать.
Пример: Это птичка – маленькая, сама она черненькая, а грудка унее беленькая. У не есть голова, тело, крылья, хвост, который на конце раздваивается. У птички тело покрыть перьями. Целый день она летает и ловит комаров и маленьких мошек., а еще она строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Осенью, когда становится холодно, эти птички собираются в стаи и улетают в теплые края, а когда наступает весна, возвращаются домой.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня много рассказали Серой Шейке о перелетных птицах. Я думаю, что после нашей беседы вы станете настоящими знатоками наших пернатых друзей.