Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»

Татьяна Мурлатова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»

Цель: 1. Познакомить детей с тем,как древние люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить.

2. Показать значение общения между людьми.

3. Раскрыть значение рисуночного письма у древних людей.

4. Закреплять знания о звонких и глухих согласных.

5. Развивать мелкую моторику рук, пространственные представления.

6. Воспитывать любознательность.

Материал: иллюстрации с изображением древнего человека,, пластилиновые дощечки и палочки.

Ход занятия:

Давным -давно на нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили животные и птицы, появился человек. Древние люди жили в сложных условиях. В те времена не было ни электричества, ни газа, не было телевидения и транспорта, люди не умели писать и читать. Древние люди не могли выжить по одиночке, поэтому они стали объединяться в группы - человеческие стада. Они это делали, чтобы вместе добывать себе пищу, охотиться на хищных зверей. Послушайте стихотворение

Чтение стихотворения:

Много- много лет назад первобытный жил отряд

Целый день они трудились дружно, вместе, не ленились.

Спали все в одной пещере, а кругом ходили звери.

Спичек не было тогда, но огонь горел всегда:

Камнем искры высекали и кострище разжигали

В шкуры туров одевались, мясом мамонтов питались,

Соком фруктов запивали, на поляне танцевали,

А с утра, как на работу, отправлялись на охоту,

Что бы дичь опять добыть, всех в общине накормить.

А умели ли древние люди говорить, как вы думаете? (ответы детей)

Говорить они не умели. Как же они тогда общались между собой? (ответы детей)

В те времена люди общались с помощью знаков, жестов, мимикой или издавали разные звуки.

Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй!», «Стой», «Дай», «Брось» и т.  д. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия и предметы. Так возникла речь.

Итак, люди научились говорить, для чего им это нужно было? (ответы детей)

Правильно, речь помогала людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то что было раньше. Люди стали обмениваться мыслями и это развивало мышление.

Современные люди умеют говорить, значит ли это, что язык жестов нам уже не нужен?

Дети: нужен

Вос-ль: Давайте выясним как мы с вами владеем языком жестов и мимики. Скажите, как принято приветствовать при встречи друг друга?

Дети: махать рукой, протягивать и пожимать руку.

Вос- ль: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи». Покажите мне жестами как здороваются (протягивают руку, предупредите что что-то делать нельзя (грозят пальчиком, как установить тишину (прикладывают палец к губам, покажите что вы поняли меня (кивают головой, покажите что вам что то не нравиться (хмурятся и качают головой)

Вос-ль: Молодцы, однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора — это признак не воспитанности, не умение вести себя в обществе.

А сейчас давайте покажем как мы с вами владеем речью,

Проводятся игры: «Половина слова за вами», «Волшебное превращение одного слова в другое»

А теперь поупражняемся в произношении скороговорки «Жёлтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук»

Вос-ль: Вот научились древние люди общаться жестами, звуками.

А как они передавали свои мысли, важные сведения, новости если они находились очень далеко друг от друга? Что могли использовать древние люди, что бы передать сообщение? (ответы детей)

Вос-ль: Правильно, ребята, для сообщений использовали разные сигналы: разводили костры, дым от костра мог многое сообщить,например, если дым не поднимался высоко, значит враг далеко, беспокоится не о чем. А как вы думаете что может означать когда дым от костра поднимается высоко?

Правильно, дым высоко - враг близко, тревога. Ещё сообщения передавали с помощью барабана- там-тама: 2 удара - приветствие, частая дробь- тревога.

А сейчас мы с вами немного отдохнём (проводится физкультминутка)

Вос-ль: Прошло время, появились новые способы общения древних людей и вот у меня в руках одно из первых писем, но оно не обычное, написано не на бумаге. А что это такое?

Дети: кора дерева

Вос-ль: Да это береста — верхний слой коры берёзы, на неё наносили рисунки, это и были рисуночные письма.

А давайте и мы с вами, как древние люди попробуем расказать о чём нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас дощечки на которых можно палочкой нацарапать рисунок, как делали древние люди.

(дети рисуют, затем 2-3 детей рассказывают что они хотели своим рисунком сообщить)

Вос-ль:Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли как наши предки вырвались из мира безмолвия. Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Наш язык стал богатым,точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатство и тогда наша речь будет красивой и яркой.

Публикации по теме:

НОД «Путешествие в первобытный строй» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с особенностями восприятия окружающей действительности первобытными людьми, сформировать элементарные представления.

«Путешествие в каменный век». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Занятие: «Путешествие в каменный век» Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 16:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

16 июля. День поделок из проволоки на МААМ

Чем хороша проволока в качестве материала для рукоделия? Тем, что она отличается высоким уровнем гибкости. А это значит, что можно придавать ей любую форму, воплощая в реальности даже самые сложные...

Конспект НОД по лепке с детьми раннего возраста на тему «Колобок»
Цель: -Учить детей лепить предметы округлой формы, используя приём раскатывания; -Развивать мелкую моторику пальцев рук; -Формировать интерес к лепке;...
Видео и конспект спортивного праздника «Овощи и фрукты — полезные продукты!» для...
Спортивный праздник "Овощи и фрукты - полезные продукты! " Авторы: Иванова Е. Г, Карачарова Н. П. Цель : создание условий для взаимодействия детей друг...
Маршрут «Вежливый охотник», реализуемый в рамках проекта «Маршруты. На пути к...
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления дошкольников. В последние годы...