Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес» (старший дошкольный возраст)

Наталья Шемчук
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес» (старший дошкольный возраст)

Учитель-логопед МБДОУ "Ромашка"

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Цель: воспитание у детей ценностного отношения к природе.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей по изученным ранее лексическим темам: «Деревья», «Птицы», «Дикие животные», «Осень».

Развивать и активизировать предметный, глагольный словарь; словарь признаков по лексическим темам: «Деревья», «Птицы», «Дикие животные», «Осень».

Развивать речь и знакомить с окружающим миром посредством прослушивания стихов и музыки.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать умение слышать, запоминать и инсценировать стихи.

Воспитывать любовь к поэзии, родному краю, выражая свои чувства и эмоции через самостоятельно создаваемый художественный образ.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация: свободное общение, чтение стихов, беседа по вопросам.

Познание: наблюдения, ознакомительная беседа, рассматривание иллюстраций и слайдов.

Здоровье: физминутка, пальчиковая гимнастика, психогимнастика.

Словарная работа: существительные: «Улька», названия деревьев, птиц, диких животных, логово, нора, дупло; прилагательные: осенняя, дубовый, кленовый, рябиновый, волчье, медвежья, лисья; глаголы: льет, моросит, капает.

Предварительная работа: изучение лексических тем, заучивание стихотворных текстов, изготовление пособий.

Оборудование: цветные иллюстрации к теме «Осень», зонтик, конверт с заданиями на каждого ребенка, простой и цветные карандаши, тех. средства, презентация по теме «Осень»

Ход занятия.

Психогимнастика.

Воспитатель:

Утром светлым, утром ранним,

Утром свежим и румяным

Птицы весело поют,

Люди добрые встают.

С добрым, добрым утром!

Деревце росу стряхнуло

И в окошко заглянуло,

Будто просит дать ответ:

- Ты проснулся или нет?

С добрым, добрым утром!

Дети повторяют вместе с воспитателем слова «С добрым, добрым утром!». В первый раз они чуть разворачиваются друг к другу и делают приглашающий жест руками. Во второй раз делается жест руками снизу вверх, словно дети собираются подкинуть «доброе утро» в воздух, в сторону воспитателя.

Дети усаживаются за столики, стоящие полукругом. На каждом столике – открытка или фотография с осенним пейзажем. Лучше, если это будет иллюстрация с картины известного и понятного детям художника. Но при отсутствии необходимого количества иллюстраций можно использовать и фотовиды из календарей хорошего качества. Иллюстрации не очень большие и сдвинуты к краю стола – как декорации.

Воспитатель:

Сегодня мы поговорим о природе Родины. Родиной мы ее зовем потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Крепко любят свою Родину русские люди.

Сложим о ней пословицы:

«Родина любимая, что мать родимая»;

«Человек без Родины, что соловей без песни» и стихи:

«Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор….

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!»

(З. Александрова)

Наша малая Родина – Адыгея, богата лесами. О лесе говорят: - «Лес – наше богатство».

Недалеко от нашей станицы есть лес, его называют «Улька». Лес так называется потому, что по нему протекает река, которая называется так же – «Улька». Сегодня мы отправимся на прогулку в осеннюю сказку, в осенний лес. Но прогулка будет необычная: путешествовать придется не ножками, а пальчиками. Умеют ваши пальчики двигаться, как быстрые ножки?

Дети сначала шевелят пальчиками в воздухе, потом показывают, как быстро они могут бегать по поверхности стола.

Замечательно. А теперь сожмите пальцы в кулачок – до поры до времени и послушайте, как мы будем путешествовать.

Сначала наши пальчики пойдут тихо-тихо, потом побегут по лесной дорожке, перепрыгнут овражек и снова замедлят шаг. Старайтесь двигаться под музыку. Время от времени мы будем останавливаться и читать стихи. Как только музыка стихнет, и я приложу палец к губам, вы должны замереть, будто бы вас заколдовали.

Звучит музыка. Дети изображают бег пальчиков, стараясь придерживаться ритма. Музыка затихает. Воспитатель прикладывает палец к губам.

Воспитатель (полушепотом): Первая остановка – «Тишина».

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршание.

Лес, словно терем расписной, -

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

(И. Бунин «Листопад». Отрывок)

Воспитатель: «Подойдите» пальчиками поближе к картинке. Осторожно, на цыпочках. Замрите. Всмотритесь в осенний лес. Слушайте тишину. (На несколько секунд должна установиться полная тишина.) А теперь давайте вспомним стихотворение А. Кондратьева «Осенний лес». Но рассказывать его будем шепотом, чтобы никого в осеннем лесу не потревожить.

В лесу такая тишина,

Как будто лес пустой.

Чтоб тишина была слышна –

Тихонечко постой.

Воспитатель: Но что это? Это в лесу прошел ветерок, начали качаться веточки, зашелестели листики. Давайте покажем, как шелестят листья на веточках.

Дети поднимаются с мест и «превращаются в деревья»: изображают, как шелестят листья на ветвях деревьев. Можно включить фонограмму со звуками ветра.

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья –

Красный, желтый, золотой, -

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно:

Листьев нет, лишь ветки видно.

(И. Михайлова)

В лесу растет много деревьев. Какие деревья вы знаете? (ответы детей).

Правильно, есть такие деревья. Откройте конверт, там вы увидите на картинке №1 чудо-дерево. Отгадайте, какие деревья здесь спрятались (дуб, береза, рябина, ёлка, клен, осина).

А какие листья и с какого дерева? (кленовый лист с клена, дубовый лист с дуба, и т. д.).

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал. (Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой. (Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.)

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Опускают руки, приседают.)

На карточке №2 нарисованы разные листья, раскрасьте их так, как вам захочется.

Из осенних листьев можно собрать красивые букеты. В осеннем лесу очень хорошо дышится. Давайте погуляем. Правда, вот беда: осенью погода часто меняется. То светит солнышко, то идет дождь. Если вдруг услышите звуки дождя, бегите прятаться под зонтик.

Звучит музыка. Дети прогуливаются по группе. Вдруг музыка обрывается, и слышатся звуки металлофона или треугольничков. В это время воспитатель открывает зонтик. Дети бегут к нему прятаться от дождя, прижимаются друг к другу.

Игра повторяется несколько раз. В последний раз дети, стоя под зонтиком, хором читают стихотворение М. Яснова, чеканя ритм, подражая звуку капель, четко четко произносят: «пап», «мам», «к нам».

Воспитатель и дети:

Дождик, дождик,

Кап да кап!

Ты не капал бы

На пап.

Ты не капал бы

На мам –

Приходил бы лучше к нам.

Папам – сыро.

Мамам – грязно.

Нам с тобою –

Рас-пре-красно!

Еще некоторое время слышатся звуки металлофона. Затем «дождик стихает».

Воспитатель:

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал – не разрезал.

И устал,

И перестал.

(И. Токмакова).

Воспитатель предлагает детям достать из конверта карточку №2. дети штрихами и точками показывают какой силы бывает дождь.

Воспитатель:

Есть у меня для вас еще загадка:

Снится ночью пауку.

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится

Догадались? Это … (птица)

(звучит фонограмма с пением птиц)

Правильно, в «Ульке» много птиц. А вы знаете, что происходит с птицами осенью?

Дети: Птицы улетают на юг.

Воспитатель: А зачем они улетают, ведь в лесу так красиво?

Дети: Птицы улетают, потому что становится холодно, нечего есть.

Воспитатель: А вы знаете стихотворение об отлете птиц?

Воспитатель читает стихотворение:

Скоро белые метели снег поднимут от земли,

Улетают, улетают, улетают журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Воспитатель:

Какое замечательное стихотворение!

Посмотрите, сколько птиц на этой поляне. Выберите только тех птиц, которые улетают на юг. Назовите их.

Достают карточку №3.

Дети: Ласточка, скворец, грач, цапля….

Воспитатель: Как одним словом их можно всех назвать?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: А как мы назовем остальных птиц, которые остались на поляне?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель:

А кто еще живет в лесу? (дикие животные).

Давайте прогуляемся по лесу и превратимся в зверей.

Физ. минутка «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам. (Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам. (Прыгают, согнув руки перед грудью.)

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы. (Идут вперевалку.)

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик. (Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.)

(Н. Нищева)

А сейчас представьте, что вы дикие животные. Вспомните, как они двигаются, вспомните их повадки. Подумали? Итак, вы дикие животные, которые вышли на поляну погулять. Был теплый день, звери радовались светившему солнышку. Они бегали, резвились (звучит веселая музыка, которая сменяется шумом дождя). И вдруг пошел сильный дождь, звери побежали к своим домикам.

Воспитатель предлагает достать карточку №4.

Где спрячется волк?

- в логове (прикрепляет картинку около логова)

Найди на картинке логово и помести туда волка.

Где спрячется:

Крот – в норе

Лось – за кустами

Заяц – под кустом

Лиса – в норе

Ёж – в корнях деревьев

Медведь – в берлоге

Белка – в дупле

Молодцы, теперь животным дождь не страшен.

Воспитатель «замечает» где-нибудь в уголке кисточки.

Кто-то забыл в осеннем лесу кисточки для красок. Кто бы это мог быть? Наверное, кто-то сказочный. Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Да вот же оно, объяснение! В осеннем стихотворении!

По волшебной сказке

Разбежались краски…

Краска синяя на небо взобралась,

Сверху капала и в речку растеклась.

Краска белая побегала слегка –

Стали белыми на небе облака.

Краска желтая упала на листву

И с деревьев полетела на траву.

Краска красная в подарок сентябрю

Разукрасила вечернюю зарю.

Не зевала и зеленая без дела:

Забывать верхушки сосен не хотела.

Разбежались краски

Посенней [/h4]сказке!

(Т. Собакин «Осенние краски»)

Пришло время каждому из нас нарисовать свою осеннюю сказку.

Дети разукрашивают картинку «Осень». Воспитатель проводит итог занятия.

Публикации по теме:

Осенние стихи Осенние зарисовки, которые отразили мое настроение. Осень на пороге, льет и льет без края, осень на пороге, птицы улетают. птицы.

Тематическое планирование НОД по формированию целостной картины мира с детьми средней группы Автор: Добролюбова Вера Владимировна, воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута Сентябрь Тема 1. Здравствуй, детский сад! Тема 2. Лето-осень.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 11:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Картотека музыкально — дидактических игр для старших дошкольников
Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель : Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального...
Конспект занятия по аппликации пластилином во второй младшей группе «Яблочко»
Задачи: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска . Выкладывать картинки...
Конспект НОД по ПДД в средней группе «Красный, желтый, зеленый»
Конспект НОД по ПДД в средней группе «Красный, желтый, зеленый» Цель : познакомить детей с базовыми правилами дорожного движения. Задачи: 1....
Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»
Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать, приходят домой...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия на тему: «Пчёлки спешат на помощь» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование математических способностей...