Приложение МААМ

Конспект интегрированного занятия «Русская красавица — березка» (продолжение) (1 фото)

Светлана Возилова
Конспект интегрированного занятия «Русская красавица — березка» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Начало

Конспект интегрированного занятия «Русская красавица — березка» (продолжение)

23 слайд.

Берёзы достигают высоты 10 – 25 (максимум 45) м.

Крона имеет чаще всего яйцевидную форму. Кора берёзы – береста у многих видов белая. Продолжительность жизни берёзы от 40 до 120 лет. Цветение с 8-15 лет, в насаждениях – с 20-30 лет обильное и почти ежегодное.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская красавица — березка“ (продолжение)» размещена в разделах

Берёза светолюбива, успешно растёт в различных климатических условиях, морозостойка. Берёза заходит далеко на север и на юг, поднимается высоко в горы. Весной берё за одна из первых пробуждается в лесу: ещё лежит снег, а около неё уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серёжки…

А осенью берёзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор.

24 слайд.

Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница. Для многого она пригодна, но самое главное — лечила и лечит людей от многих заболеваний

Водные извлечения из березовых почек и листьев применяют как мочегонное, желчегонное и дезинфицирующее средство. Листья березы хороши для приготовления ванн — они действуют на организм успокаивающе, благотворно влияют на кожу.

25 слайд.

К берёзе, как к священному дереву «ходили» и «передавали» свои болезни, под нее выливали воду, оставшуюся после купания больного ребёнка. Настои из чаг (черных грибов, ложных трутовиков, растущих на берёзовых стволах) употребляли и употребляют, как лекарство.

26 слайд.

Берёзовый сок, содержащий около 20% сахара, используется для приготовления лечебных сиропов.

27 слайд.

Из древесины березы получают медицинский активированный уголь и деготь.

28 слайд.

Березовые дрова – прекрасно отапливают дома и другие помещения.

29 слайд.

Ребятки, я предлагаю вам прилечь на коврик и немного расслабиться. А тем временем, я прочитаю вам очень интересную удмуртскую сказку «Красавица береза».

Красавица береза

Удмуртская народная сказка

В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеба ели не досыта. Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.

Говорит старуха старику:

– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем.

Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать. Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу. Подошел поближе к березе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились. Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:

– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет.

Старик испугался, даже топор из рук выронил. «Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик. Не тронул он березу. Вернулся домой и говорит старухе:

– Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался.

– А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет!

И прогнала старика обратно в лес. Подошел он к березе, поклонился и сказал:

– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!

– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет!

Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться. Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!

– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!

А старуха как накинется на него:

– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай, проси дров!

С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому. Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить:

– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза.

Старик обратно домой отправился. Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:

– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси!

– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.

Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.

– Делай, – кричит, – что тебе приказано!

Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать :

Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза.

Старик обрадовался, скорее домой зашагал. Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука. Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху! Стало старику так радостно, так весело, что забыл он все прежнее горе да нужду. «Ну, – думает, – теперь всегда сыты будем!» А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:

– Старый ты, дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!

Ударила его коромыслом и выгнала вон. Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес. Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать:

Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота…

– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза.

Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблескивают! Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны. Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.

– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.

– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!

Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе. Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем, ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки. Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала. Говорит она старику:

– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!

Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:

– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!

Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:

– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!

Вернулся старик домой, открыл двери.

– Ну, – говорит, – обещала береза : будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!

И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко. Так-то вот и стали они оба медведями.

Ребятки, скажите, а почему все так закончилось?

(Ответы детей)

Дети, а эта сказка не напоминает вам какую-то другую сказку?

(Ответы детей.)

Верно, она напоминает сказку А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Ведь в свое время маленький Александр очень любил слушать сказки няни Арины Родионовны. Вот они и наложили отпечаток на его творчество.

Мы отдохнули, сказку послушали, давайте поедем дальше.

Нас ждет картинная галерея.

Звучит фрагмент песенки «Автобус».

Вот мы и добрались до картинной галереи. Давайте пройдем к картинам и повнимательнее их рассмотрим. А потом мы обменяемся впечатлениями.

Дети рассматривают картины, фоном звучит спокойная лирическая музыка.

Картины на усмотрение воспитателя. Можно использовать картины русских и современных художников.

Исаак Левитан «Березовая роща»

Иван Шишкин «Ручей в березовом лесу»

Черный Александр «Березки. Каменка.»

Альберт Баташев «Березовый ситец

Виктор Тиганов «Осенний пейзаж.» и другие.

Ребята, скажите, пожалуйста, как художники изображают березку. С кем её можно сравнить? Какая картина вам понравилась, почему?

(Ответы детей.)

Вот с этими замечательными впечатлениями мы садимся в наш автобус и отправляемся дальше.

Звучит фрагмент песенки «Автобус».

30 слайд.

Перед нами березовая роща. Здесь мы остановимся и посетим выставку «Изделия из бересты».

31 – 37 слайд.

Просмотр и комментирование.

Береста издавна применялась в народных промыслах. Береста - это верхний, эластичный слой березовой коры. Благодаря своим замечательным качествам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна считается отличным материалом для изготовления различной посуды - традиционных туесов, в которых молочные продукты даже в жару не портятся, солонок, лукошек, кошелок, корзинок, коробок, ковшей, простейшей обуви и многого другого.

Давайте посмотрим, что делают народные умельцы из бересты.

38 слайд.

Все мы любим целебный напиток – березовый сок. В марте, когда начинается сокодвижение в дереве, любители этого напитка устремляются в березовые рощи. Одна взрослая береза может дать при умелом пользовании до 150 литров сока. Но если для человека березовый сок – это источник удовольствия и здоровья, то для березы это горькие слезы, а порой и гибель, если добытчики сока, не жалея дерево, наносят на его ствол глубокие раны. Опытные заготовители советуют: отправляясь на заготовку сока, возьмите с собой небольшой коловорот, сверло, просверлите в стволе дырочку глубиной не более 4-5 см, вставьте в нее трубочку (такую, как для коктейлей, заглубив ее на 2-3 см. Привяжите посуду – бутыль, банку, в нее по трубочке и потечет сок. Так и вам удовольствие, и дерево сохранит свою жизнь.

39-40 слайд.

Березовый сок очень полезен. Его заготавливают в больших количествах. Главное помнить, как правильно это делать.

А что мы должны знать, если решили собрать немного березового сока.

(Ответы детей.)

Необходимо помнить, что надрез делается очень аккуратно! И главное – после того, как взяли сок, ранку надо обязательно заклеить с помощью пластилина, глины или другого пластичного материала, чтобы сок из березы не вытекал просто так. Иначе она просто вся засохнет и погибнет.

41 слайд.

А сейчас отведаем березового сока.

Ребятки, мы много где побывали, много чего узнали. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.

Звучит фрагмент песенки «Автобус».

42 слайд.

Вот мы и прибыли. Давайте подведем итог нашего путешествия.

Что вы сегодня нового узнали о березе, расскажите.

(Рассказы детей.)

Какое дерево можно смело назвать символом России? Почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее.

Удивительная судьба русской березки. В мирное время она - радость, подруга, советчица, а в войну - она воин.

В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Белоствольная березка давала силы нашим бойцам. Она стояла, напоминая про любимых жен, сестер, невест. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и. русскую березу.

Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу! Нельзя ломать ветки! Не собирайте без надобности берёзовый сок! Помните, что это вредит дереву! Не повреждайте кору деревьев! Ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена и другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям.

Берегите лесную красавицу!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Березовая роща»«Березовая роща» Однажды, читая рассказы на сайте «Литературная Мастерская Прл», я прочитала рассказ: «Березовая роща». Вот отрывки из этого рассказа: (разговор.

Белая береза. Оформление интерьераБелая береза. Оформление интерьера Все конечно же помнят незабвенное стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина "Белая берёза": Белая береза Под моим окном Принакрылась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Русская красавица — березка» (продолжение)
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 20:41
+72Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Русская красавица — березка» (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Возилова (УИ 117009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД