Ольга Артемьева
Конспект интегрированного занятия «Увлекательный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
Цель: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
Задачи:
• Познакомить детей с представителями рыб. Учить определять основные части тела, способы передвижения и питания рыб.
• Коррекция и развитие ВПФ на основе специальных заданий и упражнений.
• Мотивации к занятию через создание условий для активной познавательной деятельности; воспитание осознанного, бережного отношения к природе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Увлекательный мир рыб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: карточки с загадками, задание «Найди и зачеркни» презентация «Рыбы», разрезные картинки, игра рыбалка (удочки и рыбки) вазочка с печеньем «Рыбки».
Ход занятия
Педагог-психолог. Здравствуйте ребята! У меня сегодня прекрасное настроение, потому что я рада новой встрече и общению с вами. И сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие – в под водный мир, где обитают рыбы.
Отгадайте загадки
1. У родителей и деток вся одежда из монеток.
2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём.
3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком.
4. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают.
Воспитатель. Кто это?
Дети. Рыбы.
Воспитатель. А как вы догадались?
Дети. Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы. Рыбы живут в реке, они плавают, имеют хвостики и т. д.
Воспитатель. Как вы уже догадались сегодня на занятии мы будем говорить о рыбах. А вы знаете какие рыбы водятся в нашей реке?
Дети. Карась, щука, окунь, ёрш, налим, язь и т. д.
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо знаете какая рыба водится у нас в реке. А сможете ли вы определить, что за рыбки сегодня приплыли к нам.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…
Дети. Щука.
Педагог-психолог Молодцы! Щука – это хищная рыба продолговатой формы. Щука, как торпеда, носится по рекам и привлекает к себе внимание рыбаков. Эта рыба водится только в пресной воде и имеет прекрасный аппетит. Про щуку говорят:
«Полосатая злодейка съест любого малыша: пескаря, плотву, уклейку, не проглотит лишь ерша». Гроза всех рыбок, в том числе и ершей, щука может даже скушать лягушку или маленькую птичку, если те будут неосторожна. Щуку трудно обнаружить, ведь она отлично прячется. Коварные щуки – отличные охотницы за добычей, они владеют всеми навыками слежки и неожиданного резкого нападения.
А сейчас читаем следующую загадку.
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех.
Дети. Окуней.
Воспитатель. Окунь водится в реках и озерах по всей нашей стране. Это небольшой по размеру хищник, да ещё какой, он, как и щука поедает даже себе подобных. Эта рыбка любит тишину и покой, поэтому плавает там, где поглубже. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё равно это симпатичный полосатик с красными крылышками и хвостиком.
А вот ещё загадка.
Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки.
Дети. Это ёрш.
Воспитатель. Ерш – рыбка семейства окуневых. Его легко отличить от других рыб по хохолку в виде ершика. Эта рыбка маленьких размеров и очень неприхотливая. Живут ерши от 7 до 11 лет. Ерш – отличная добыча для многих рыб и даже птиц, таких как цапли. Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?
Дети. К живой.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Рыбы питаются, движутся, дышат, размножаются.
Воспитатель. Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут. Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька довольно быстро вырастает маленькая рыбка, которая продолжает расти и превращается в настоящую рыбу.
Физминутка «Рыбки плавали в пруду»
Воспитатель. Отдохнули, а сейчас рассмотрим внешнее строение рыб. В этом нам поможет слайд. Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы.
Дети. Голова, тело, хвост, плавники.
Воспитатель. Опишите голову рыбы.
Дети дают описание головы.
Воспитатель. Глаза у рыб могут видеть только на расстоянии до 1 м. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности. Положение и размер глаз также различны. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров. Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела. Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. А чем, ребята, покрыто туловище рыбы?
Дети. Чешуёй.
Воспитатель. А как вы думаете, для чего рыбе чешуя?
Дети высказывают свои мнения.
Педагог-психолог Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти, а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть линии - полосы, напоминающие кольца. По этим полосам можно определить возраст рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий.
- Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.
Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки.
- Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать?
Дети. Окраска у рыб самая разнообразная.
Воспитатель. Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.
Ребята, а есть ли польза от рыб и какая?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель. Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Рыбные блюда рекомендуются гипертоникам, больным язвой желудка, страдающим избыточным весом. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для скота. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Таким образом, роль рыб в жизни человека неоценима, поэтому они являются объектами промысла. А поскольку рыбу вылавливают в огромных количествах, что нужно помнить?
Дети. Нельзя без надобности вылавливать рыбу.
Педагог-психолог. Мы много узнали про рыб, а сейчас выполните задание «Найди и зачеркни». Лягушку- зачеркни, синею рыбку – обведи в кружок.
Дети. Выполняют задание.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Рыбалка». Дети делятся на команды (по столам, каждая команда выбирает название какой-либо рыбы. За каждую пойманную рыбу, команда получает фишку-рыбку.
Педагог-психолог. Каждой команде – разрезная картинка с изображением рыбы. Задание: чья команда соберет первой картинку.
Наше занятие подходит к концу, поэтому давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового?
Дети кратко воспроизводят пройдённый материал.
Воспитатель. Вы сегодня хорошо поработали, получили много новой информации, постарайтесь сохранить свои знания. А у меня для вас небольшой сюрприз, видите эту вазочку. Её послала вам золотая рыбка и просила передать вам, если вы будете хорошо работать.
Воспитатель
Магрупова О. Ф.
Педагог- психолог
Артемьева О. В.
МБДОУ №1 «Теремок»