МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»

Марина Ряховская
Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы, закреплять знание правил гостеприимства, продолжать знакомить с народным творчеством, пословицами, поговорками, с некоторыми видами народно-прикладного искусства; учить с помощью нетрадиционной техники пластинографии отражать характерные особенности в оформлении матрешки; обогащать речь детей пословицами и поговорками;

развивать речь детей, воображение, фантазию, активизировать в речи детей вежливые слова, приобщать к культуре наших предков;

воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров, приобщать к истокам русской народной культуры.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „В гостях у Хозяюшки“» размещена в разделах

Предварительная работа: разучивание русских народных хороводов, пословиц о труде, о доме, загадок.

Оборудование: макет русской печи, предметы обихода, помогающие воссоздать интерьер русской избы.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, в каком городе мы живем? (ответы детей). Молодцы, правильно, а какие дома в нашем городе? (ответы детей) Как назывался наш город в давние времена? (ответы детей) Аня расскажет нам, как был построен город. Ребенок читает стихотворение:

Посреди лесов дубовых

Был построен неспроста

Он по царскому указу

В стародавние года.

Воспитатель. Из чего строили раньше дома? (ответы детей). Правильно. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. И все-то в доме было сделано из дерева: и потолок, и стены, и мебель, и посуда, поэтому Русь стали называть деревянной. Лера нам сейчас об этом расскажет. Ребенок читает стихотворение. :

Русь деревянная - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель. А кто скажет, как называли дом в давние времена? (ответы детей). Правильно, изба. Как вы думаете, почему люди сложили такую поговорку:

Дом построить, не шапку наголову одеть, (ответы детей). Да, красивый, прочный дом построить трудно, строили его не один день. Воспитатель. А вы хотите посмотреть, как жили люди в давние времена? Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка. Здесь есть письмо. Нас приглашает в гости Хозяюшка. Как же мы туда доберемся? Здесь есть клубочек, он нас и доведет.

Исполняется хоровод «Уж я улком шла, переулком шла». Воспитатель. Посмотрите, клубочек привел нас прямо к избе. Посмотрите, нас встречает хозяюшка.

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях - «Для дорогого гостя и ворота настежь».

Дети по очереди проходят в избу, кланяясь, как положено, и отвечают на приветствие хозяйки : «Хозяюшка, помогай Вам Бог. Хлеб да соль». Хозяюшка. Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как обставлена изба. Дети осматривают предметы быта.

Хозяюшка. В старину темными зимними вечерами_собирались люди в большой избе, чтобы себя показать и на других посмотреть, посоревноваться в умении. Такие вечера назывались посиделками. На посиделки обязательно приходили с работой: пряли, вязали, вышивали.

Воспитатель. Ребята. Осмотрите «избу» и найдите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках.

Дети находят вязанные, вышитые и плетеные предметы.

Воспитатель. Русский народ издавна славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:

Дети: 1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

3. Рабочие руки не знают скуки.

Воспитатель. А сколько народных мастеров было на Руси! В нашем городе Козлове делали кувшины из глины. В другом городе из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку.

Хозяюшка. А о каком предмете я вам загадаю загадку:

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком, (ответы детей).

Молодцы, вы правильно отгадали загадку - это расческа, а в старину этот предмет назывался гребнем. (показывает гребень).

Хозяюшка. В старину русский народ славился не только трудолюбием, но и воспитанностью. А вы знаете вежливые слова? Хорошо, давайте проверим. Проводиться игра. Дети называют вежливое слово и переворачивают часть картинки, таким образом, на фланелеграфе появляется матрешка.

Хозяюшка. Присаживайтесь гости дорогие на скамьи дубовые, мальчики садятся ближе к красному углу, а девочки ближе к печке. Вы устали с дороги, отдохните немного, а я для вас угощенье приготовлю.

Воспитатель. Ребята, пока Хозяюшка готовит нам угощение мы приготовим ей подарок. Отгадайте какой.

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (ответы детей).

Правильно это матрешка. Вот она. (показывает матрешку) Конечно, это всем нам знакомая игрушка-матрешка. Матрешку делают из дерева. Таким деревом была и остается липа. Посмотрите, у меня в сундучке прячутся разные матрешки, (выставляет разные виды матрешек).

У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек свой стиль, свой подбор цвета, но, не смотря на это все матрешки похожи. Посмотрите внимательно и ответьте, чем они похожи?

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно. А еще матрешки куклы веселые, жизнерадостные. Посмотришь на их лица и настроение сразу поднимается. Давайте мы с вами сделаем матрешек и подарим их Хозяюшке.

Дети делают матрешек методом пластинографии. Воспитатель. Замечательные получились у вас матрешки. Матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они ожили.

Дети исполняют танец матрешек. Воспитатель. Наши дети не только умеют работать, но и петь песни.

Дети исполняют песню «Во кузнице».

Хозяюшка. Спасибо вам гости дорогие за подарки и за веселье. А теперь прошу всех к столу. Мальчики садятся ближе красному углу, а девочки ближе к печи. А вы знаете, как вести себя за столом? (ответы детей).

Хозяюшка. Правильно, молодцы ребята. А еще если за столом роняли кусочек хлеба, то, поднимая его, просили прощение и целовали, потому, что хлеб достается людям очень трудно.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Пятьдесят пирогов.

Хозяйку потешьте-

Пирогов моих поешьте!

Ребенок читает: Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель. Спасибо Хозяюшка за гостеприимство. Нам очень понравилось убранство Вашей избы.

Ребенок читает стихотворение.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Воспитатель. Нам пора возвращаться, но вот беда дорогу назад мы не знаем. Хозяюшка. Возьмите волшебный клубочек он приведет вас в детский сад.

Дети вместе с воспитателем благодарят хозяйку :

Спасибо Вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Все кланяются и под музыку уходят.

Публикации по теме:

Хотмыжская осень.Хотмыжская осень. Каждый год в сентябре в селе Хотмыжск Борисовского района Белгородской области проходит международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская.

Игра весеннего — «обманного» периода, когда все в природе неустойчиво. Образ «Маромы» — образ Весны-Шутихи. "Марома" Цель: учить соединять интонирование голосом с выразительной жестикуляцией, умению вести диалог. Развивать умение обыгрывать персонажи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»
Опубликовано: 24 января 2012 в 10:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ряховская (УИ 1458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД