Марина Ряховская
Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы, закреплять знание правил гостеприимства, продолжать знакомить с народным творчеством, пословицами, поговорками, с некоторыми видами народно-прикладного искусства; учить с помощью нетрадиционной техники пластинографии отражать характерные особенности в оформлении матрешки; обогащать речь детей пословицами и поговорками;
развивать речь детей, воображение, фантазию, активизировать в речи детей вежливые слова, приобщать к культуре наших предков;
воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров, приобщать к истокам русской народной культуры.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „В гостях у Хозяюшки“» размещена в разделах
Предварительная работа: разучивание русских народных хороводов, пословиц о труде, о доме, загадок.
Оборудование: макет русской печи, предметы обихода, помогающие воссоздать интерьер русской избы.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, в каком городе мы живем? (ответы детей). Молодцы, правильно, а какие дома в нашем городе? (ответы детей) Как назывался наш город в давние времена? (ответы детей) Аня расскажет нам, как был построен город. Ребенок читает стихотворение:
Посреди лесов дубовых
Был построен неспроста
Он по царскому указу
В стародавние года.
Воспитатель. Из чего строили раньше дома? (ответы детей). Правильно. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. И все-то в доме было сделано из дерева: и потолок, и стены, и мебель, и посуда, поэтому Русь стали называть деревянной. Лера нам сейчас об этом расскажет. Ребенок читает стихотворение. :
Русь деревянная - края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель. А кто скажет, как называли дом в давние времена? (ответы детей). Правильно, изба. Как вы думаете, почему люди сложили такую поговорку:
Дом построить, не шапку наголову одеть, (ответы детей). Да, красивый, прочный дом построить трудно, строили его не один день. Воспитатель. А вы хотите посмотреть, как жили люди в давние времена? Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка. Здесь есть письмо. Нас приглашает в гости Хозяюшка. Как же мы туда доберемся? Здесь есть клубочек, он нас и доведет.
Исполняется хоровод «Уж я улком шла, переулком шла». Воспитатель. Посмотрите, клубочек привел нас прямо к избе. Посмотрите, нас встречает хозяюшка.
Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях - «Для дорогого гостя и ворота настежь».
Дети по очереди проходят в избу, кланяясь, как положено, и отвечают на приветствие хозяйки : «Хозяюшка, помогай Вам Бог. Хлеб да соль». Хозяюшка. Ах! В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как обставлена изба. Дети осматривают предметы быта.
Хозяюшка. В старину темными зимними вечерами_собирались люди в большой избе, чтобы себя показать и на других посмотреть, посоревноваться в умении. Такие вечера назывались посиделками. На посиделки обязательно приходили с работой: пряли, вязали, вышивали.
Воспитатель. Ребята. Осмотрите «избу» и найдите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках.
Дети находят вязанные, вышитые и плетеные предметы.
Воспитатель. Русский народ издавна славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:
Дети: 1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
3. Рабочие руки не знают скуки.
Воспитатель. А сколько народных мастеров было на Руси! В нашем городе Козлове делали кувшины из глины. В другом городе из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку.
Хозяюшка. А о каком предмете я вам загадаю загадку:
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком, (ответы детей).
Молодцы, вы правильно отгадали загадку - это расческа, а в старину этот предмет назывался гребнем. (показывает гребень).
Хозяюшка. В старину русский народ славился не только трудолюбием, но и воспитанностью. А вы знаете вежливые слова? Хорошо, давайте проверим. Проводиться игра. Дети называют вежливое слово и переворачивают часть картинки, таким образом, на фланелеграфе появляется матрешка.
Хозяюшка. Присаживайтесь гости дорогие на скамьи дубовые, мальчики садятся ближе к красному углу, а девочки ближе к печке. Вы устали с дороги, отдохните немного, а я для вас угощенье приготовлю.
Воспитатель. Ребята, пока Хозяюшка готовит нам угощение мы приготовим ей подарок. Отгадайте какой.
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (ответы детей).
Правильно это матрешка. Вот она. (показывает матрешку) Конечно, это всем нам знакомая игрушка-матрешка. Матрешку делают из дерева. Таким деревом была и остается липа. Посмотрите, у меня в сундучке прячутся разные матрешки, (выставляет разные виды матрешек).
У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек свой стиль, свой подбор цвета, но, не смотря на это все матрешки похожи. Посмотрите внимательно и ответьте, чем они похожи?
(ответы детей)
Воспитатель. Правильно. А еще матрешки куклы веселые, жизнерадостные. Посмотришь на их лица и настроение сразу поднимается. Давайте мы с вами сделаем матрешек и подарим их Хозяюшке.
Дети делают матрешек методом пластинографии. Воспитатель. Замечательные получились у вас матрешки. Матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они ожили.
Дети исполняют танец матрешек. Воспитатель. Наши дети не только умеют работать, но и петь песни.
Дети исполняют песню «Во кузнице».
Хозяюшка. Спасибо вам гости дорогие за подарки и за веселье. А теперь прошу всех к столу. Мальчики садятся ближе красному углу, а девочки ближе к печи. А вы знаете, как вести себя за столом? (ответы детей).
Хозяюшка. Правильно, молодцы ребята. А еще если за столом роняли кусочек хлеба, то, поднимая его, просили прощение и целовали, потому, что хлеб достается людям очень трудно.
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Пятьдесят пирогов.
Хозяйку потешьте-
Пирогов моих поешьте!
Ребенок читает: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Воспитатель. Спасибо Хозяюшка за гостеприимство. Нам очень понравилось убранство Вашей избы.
Ребенок читает стихотворение.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Воспитатель. Нам пора возвращаться, но вот беда дорогу назад мы не знаем. Хозяюшка. Возьмите волшебный клубочек он приведет вас в детский сад.
Дети вместе с воспитателем благодарят хозяйку :
Спасибо Вам, Хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и здоровьицем.
Все кланяются и под музыку уходят.