Надежда Корвякова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Пришла весна — прилетели птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
[Основная образовательная область «Познание»
Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество».
b][/b]Предварительная работа:
• чтение В. Бианки «Синичкин календарь». Апрель, А. Шевченко «Гнезда», В Жуковский «Жаворонок», В. Снегирев «Скворец», М. Пришвин «Чей дом лучше»;
• заучивание пословиц и поговорок о птицах:
«Лес без птиц и птицы без леса не живут»,
«Всякая птица своим пером гордится»,
«У каждой пташки свои замашки»,
«Воробьи под кровлю, а сова на ловлю»;
• рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему „Пришла весна — прилетели птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Наблюдение на прогулке за прилетом и поведением птиц.
Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи:
-развивать умение строить причинно-следственные связи;
-развивать интерес к жизни птиц;
-способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах;
-развивать воображение, мышление, связную речь, наблюдательность;
- обогащать словарь детей;
-упражнять в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчинённых предложений;
-воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.
-учить замечать изменения в природе и передавать их с помощью рисунка, изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах и используя приемы рисования, усвоенные на предшествующих занятиях.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением перелетных птиц слайды на тему «Пришла весна – прилетели птицы»; картинки к игре «Разложи по порядку» (птица на ветке, птица строит гнездо, птица в гнезде, птица кормит птенцов, птенцы учатся летать); мяч; аудиозапись «Голоса птиц»; альбомный лист бумаги, цветные карандаши.
Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, с пестринкой.
Ход занятия:
I. (Дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель читает стихотворение:
Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…(весна).
Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшнее занятие. (Звучит фонограмма «Птичьи голоса»).
II. - Слышите? Это птицы вернулись домой из теплых стран. Сидят они на веточках и рассказывают о своих путешествиях.
- Ребята, какие птицы прилетают первыми? (Грачи)
- Прилет грачей - первая примета наступающей весны.
- Какой художник показал это событие? Как называется эта картина? (Слайд №1 А. Саврасов «Грачи прилетели!»)
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. (Слайд №2). Расскажите о граче. (Рассказ детей)
Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. (Слайд №3)
Ребята, а какая птица во дворце живет?
Эту птицу всякий знает:
На шесте его дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день… Скворец.
(Слайд№4. Скворец)
(Рассказ детей)
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. (Слайд №5). Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Воспитатель
Спереди - шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
А снизу белое полотенце… Ласточка.
(Слайд№6. Ласточка)
(Рассказ детей)
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. (Рассказ детей)
Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке. (Слайд №7).
Воспитатель
Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
(Слайд №8. «Кукушка»)
(Рассказ детей). Размерами чуть меньше голубя. Хвост длинный, ступен-чатый, с белым кончиком. Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц и подбрасывают свои яйца. (Слайд №9).Птенцы кукушки, будучи еще неоперенными и слепыми, постепенно выталкивают остальных птенцов или еще невылупившиеся яйца из гнезда. Уничтожает огромное количество вредных насекомых, питается в основном ими. Особенно много поедает различных мохнатых гусениц. Ест жуков, кобылок и птичьи яйца.
Воспитатель
- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Слайд № 10).
(Ответы детей)
-Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?
(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).
Упражнение «Скажи одним словом» (Дети могут встать в круг)
- Ребята, я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
Игра «Кто лишний?»
• Кукушка, грач, дятел, скворец.
• Трясогузка, воробей, перепелка, дрозд.
• Индюк, сорока, голубь, синица.
• Ласточка, кукушка, воробей, скворец.
• Иволга, ласточка, чибис, ворона.
– Чем заняты птицы весной? (Ответы детей)
– Зачем птицам гнезда? (Ответы детей)
-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)
Игра «Кого выводят эти птицы?»
Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы – скворчат
Кукушка – кукушат
Воробей - воробьят
Ворона - воронят
Игра «Разложи по порядку»
Картинки: птица на ветке, птица строит гнездо, птица в гнезде, птица кормит птенцов, птенцы учатся летать.
Воспитатель. Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.
Физминутка "Скворечник".
Из скворечника торчат Дети шагают на месте, руки на поясе.
Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.
Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.
Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги,
крутят головой.
«Птички»
(Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения).
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)
- Мы часто говорим, что птицы - наши друзья. А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? (Ответы детей)
Воспитатель:
Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений.
Раньше считалось, что весну приносят из дальних стран птицы на своих крыльях. И поэтому очень ждали их прилета. Пекли печенье в форме птицы.
(Слайд № 11. «Печенье – птицы»). В наше время люди весной отмечают «День птиц». К этому дню они делают скворечники и развешивают их на деревьях. (Слайд № 12)
Воспитатель:
- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей (Слайд № 13), но еще могут лететь: вереницей (Слайд № 14), клином (Слайд №15), поодиночке (Слайд № 16). Мы тоже с нетерпением ждали прилета птиц. Ребята, давайте нарисуем картинку о том, как прилетели к нам птицы.
Через горы, через море
Стайкой птицы к нам летят.
И для них мы нарисуем,
Птичий город – Птице град!
Рисование «Пришла весна – прилетели птицы».
(Дети проходят за столы и рисуют.) После выполнения работы выставляются на стенд, дети рассматривают их.
III. Итог занятия.
- Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? (Ответы детей). Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы.