Светлана Дробинина
Конспект интегрированного занятия в средней группе «История деревянной ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить с предметом обихода - деревянной ложкой, познакомить с промыслом ложкарей, развивать интерес к истории быта русского народа, развивать внимание, мышление, память. Упражнять в игре на деревянных ложках. Воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова - ложкарь, ремесло, скоморох, баклуша, ярмарка, крестьяне.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „История деревянной ложки“» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материал: предметы из дерева; спилы берёзы, липы; деревянные ложки; корзина; картинки: топор, пила, стамеска; слайды с изображением изготовления ложки; звукозапись; металлическая ложка; игрушка Петрушка.
Ход.
Воспитатель:- ребята, сегодня я хочу пригласить вас в музей дерева. Посмотрите, сколько разных вещей есть в нашем музее. А как вы думаете, из чего они сделаны?/ответы детей/. Правильно из дерева. Давным - давно люди стали использовать дерево для изготовления разных очень нужных вещей. Посмотрите, что у нас здесь есть/посуда, игрушки и т. д. /. Здесь стоит игрушка Матрёшка, ей очень любили играть и про неё придумали много стихов, частушек. Вот сейчас Лера нам расскажет:
Восемь кукол деревянных Ростом разные подружки
В разноцветных сарафанах Не похожи друг на дружку
На столе у нас живут - Все они сидят в друг дружке,
Всех матрёшками зовут. А всего одна игрушка.
/Стук в дверь, заходит Петрушка/.
Петрушка:- здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я весёлая игрушка,
А зовут меня Петрушка.
-Я узнал, что у вас в группе есть музей дерева. А у меня есть деревянная ложка, и я хотел бы узнать, как её делают. Мне очень интересно! Помогите, пожалуйста.
Воспитатель:- у нас в музее тоже есть коллекция деревянных ложек, посмотрите они все разные по форме, величине, цвету, структуре: долблённые, резные, расписные.
Воспитатель:- оставайся Петрушка и послушай. Давным - давно люди ели руками, но человеку было неудобно есть горячую еду и тогда он сделал из камня ложку, но она была тяжёлая и неудобная. И тогда люди стали делать ложки из дерева. Для их изготовления брали разные породы деревьев. Какие вы знаете деревья? /берёза, липа и т. д. /. Вот здесь у нас есть спилы разных деревьев, потрогайте их, какие они?/лёгкие, шершавые/. Древесина этих деревьев легче всего поддаётся обработке, потому что она мягкая. Ложки делали - ложкари и чтобы ложка получилась гладкая и красивая, они использовали разные инструменты: топор, пилу, нож- косяк, стамеску, резец. Вот посмотрите они на картинках.
А теперь давайте пройдём в наш кинотеатр и посмотрим, как делали ложки. Брали определённой величины кусок дерева - баклушу, ложкарь разрубал её топором на то количество кусков, сколько, по его мнению, могло получиться ложек. Ещё несколько ударов ножом и почти готовая ложка. Затем предстоит окончательная отделка. Крючком - ножом выбирается внутренняя часть лопасти, поверхность обстругивается, заглаживается и ложка готова. Деревянные ложки пропаривали в печи, натирали растительным маслом, красили, сушили. Если мастер хотел, чтобы ложка была яркой, её выдерживали в растворе коры дуба, ольхи, берёзы или кореньев. А потом ложки начали расписывать разными узорами. Также ложки делали не только мастера- ложкари, но и бедные люди- крестьяне, поскольку крестьянские семьи были большие, и им нужно было много ложек, они их делали сами. На выделке ложек трудились всей семьёй, и здесь было твё рдое разделение труда: самые ответственные операции /пока обрубок не приобретал чёткую форму ложки/ входили в обязанность мужчины. Отделывали поверхность ложек женщины или дети, а окончательно подправляли их снова мужчины. Так как деревянные ложки очень были нужны людям, и они иногда ломались, их делали много и возили на ярмарку, где и продавали. Позднее появились металлические ложки т. к. они были прочнее.
Петрушка:- давайте сравним ложку из дерева и металлическую ложку. Какая ложка легче? Ярче? Как вы думаете, какой ложкой лучше есть горячий суп? Почему?/ответы/. А где можно ещё использовать деревянные ложки?/ответы/.
Петрушка:- правильно, раньше, как и сейчас можно было на ложках любую мелодию сыграть.
/ читает ребёнок/.
Деревянные ложки постучи – ка немножко.
Хочешь - вальс играй, а хочешь суп хлебай!
Петрушка:
Бродячие музыканты- скоморохи умело исполняли народную музыку на деревянных ложках. А хотите послушать?
/ Звучит звукозапись/.
- Давайте, тоже попробуем сыграть / раздаются ложки/.
Дети под муз. запись играют на ложках.
Ложка была одним из главных атрибутов быта и даже были такие приметы:
/рассказывают дети/ :
-если уронить ложку - придёт женщина, если нож- мужчина;
-ложку на столе после обеда забыть - к гостю.
Воспитатель:- Дети, а как вы думаете, можно ли сейчас научиться делать ложки? Какой инструмент необходим для изготовления ложек? Нужна ли нам сейчас деревянная ложка? Для чего и почему? А что вы сегодня интересного узнали?
Спросите у своей бабушки, какой ложкой она ела, когда была маленькой и какой ложкой ела бабушкина бабушка и почему?
Петрушка:- Спасибо, я сегодня так много узнал про историю своей деревянной ложки, пойду расскажу своим друзьям. До свидания!