Светлана Карабецкая
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Обитатели водоёмов Чувашии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с обитателями водоемов, их взаимосвязями между собой и приспособленностью к водной среде обитания; формировать представления о жизни растений и животных, учить выделять особенности внешнего вида животного и растительного мира, описывать и сравнивать, продолжать учить творчески и самостоятельно отражать свои представления о природе, учить создавать несложные сюжеты, развивать чувство композиции, воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Обитатели водоёмов Чувашии“» размещена в разделах
Материал: макет реки (лист длиной 3 метра, на котором изображена река, картинки с животными и растениями, проживающих в разной среде (не обязательно только живущие возле рек и озер, но и других зон проживания); "Музыка реки" - запись, ноутбук; тонированный лист А 4,гуашь, кисти, салфетка, подставка под кисточки, два ведра для воды, фартуки и нарукавники.
Ход занятия.
Сюрпризный момент. Звонок в дверь, почтальон принес письмо.
Почтальон: Вам пришло письмо от друзей, от кого точно неизвестно. Адрес ваш, для ребят группы "Мураши" (благодарим почтальона, он уходит).
Вос-ль: Открываем? Читаем? (предлагаю вскрыть письмо детям и прочитать, кто умеет читать).
"Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что наше письмо так быстро дошло. Мы ваши друзья. Вы часто встречаете нас на реках, озерах. Догадались кто мы?
Дети: Нет.
Вос-ль: Ой, конверт немного намокший. Может это подсказка? А внутри посмотрите, что я нашла (песок, водоросли, маленькая ракушка).
Дети: Это же то, что можно увидеть на реке и пруду.
Вос-ль: А как можно назвать «это» одним словом? Где это всё можно встретить?
Дети: На водоёмах. Обитатели водоёмов.
Вос-ль: Ребята, давайте с вами отправимся в увлекательное путешествие. Что вы видите перед собой? Это река или озеро? Ответы детей (подходим к макету реки). А вода в реке какая: соленая или пресная? Прозрачная или мутная? (ответы детей).
Вос-ль: Друзья, перед вами картинки с животными и растениями. Каждый из вас подумает и возьмет ту картинку с тем животным или растением, о котором он сможет нам что-нибудь рассказать.
Дети берут карточки. Ответы детей (мини - рассказ)
Федор: Лягушка живет в пресной воде, хорошо плавает, и прыгает. Она зеленая, ей помогают плавать лапки, на них есть перепонки, с ними ей удобно плавать. Питается она мошками и комарами (кладет карточку на макет).
Ваня: Рак - он живет только в чистых реках, на самом дне, которые не загрязнены. У него есть клешни, которыми он ловит себе еду и ими защищается, окраска у него серо-зеленая (кладет карточку на макет).
Таня: Гусь - это птица. Прилетает весной, когда реки не покрыты льдом. Он хорошо плавает и летает. Плавать ему помогают лапки с перепонками. Гусь никогда не бывает мокрым, потому что его перья смазаны жиром, и вода с него стекает (кладет карточку на макет).
Маша: Комар - это насекомое, он любит те места, где мокро и сыро (кладет карточку на макет).
Лиза: Стрекоза – насекомое, которое можно встретить возле воды, потому что она питается комарами (кладет карточку на макет).
Артем: Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие (кладет карточку на макет).
Даша: Чайка - птица. Ее можно увидеть на море и на реке. Эти птицы хорошо ныряют и ловят мелких рыбок. Они любят лакомиться едой, которой их угощают люди (кладет карточку на макет).
Соня: Рыба живет только в воде, питается водорослями, личинками насекомых, мелкими камешками (кладет карточку на макет).
Лиза: Ряска - это растение. Она растет только в чистых водоемах. Ряской питаются птицы и рыбы (кладет карточку на макет).
Егор: Кувшинка - это растение, у нее длинный стебель, корешками она держится за дно. По кувшинкам можно определять время, утром они раскрываются, вечером закрываются. Люди их часто рвут, это очень плохо. Нужно только любоваться ими с берега и не рвать.
Проблемная ситуация.
Ребята, а почему вы не взяли другие карточки, например с крабом, тюленем, пингвином, с елкой? Разве они не живут в воде или возле воды? Ответы детей.
Физминутка.
Вышли уточки на луг кря-кря-кря,
Прилетел веселый жук: ж-ж-ж,
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют,
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква,
Ветер ветки раскачал р-р-р,
Зашептал в реке камыш ш-ш-ш,
Дети у реки гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
А сейчас я приглашаю всех в нашу изостудию, где попрошу вас ответить на вопрос: "Кто же это обитатели пресных водоемов Чувашии?".
Мы о них сегодня очень много говорили. Дети садятся выполнять задание. Включается запись: "Музыка реки". Во время выполнения работы детьми, уделяю внимание на то, чтобы герои рисунков не были слишком маленькими и одиночными, слежу за осанкой.
В конце занятия предлагаю оформить выставку работ "Обитатели водоемов Чувашии".