наталья орлова
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада. Тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
1.
2. Воспитывать любовь к народному искусству.
3. Познакомить детей с историей матрёшки.
4. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
5. Развивать интерес детей к народному творчеству.
Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
6. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Интеграция : «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение лепки; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Материал: готовые плоскостные силуэты матрёшек, пластилин, дощечки, стеки, горох, рис, игрушки матрёшки.
Ход занятия:
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Сегодня я вас приглашаю продолжить наше путешествие по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером,умельцем?
Ответы детей.
Хозяйка: Как вы понимаете такую пословицу: «Славится птица перьем, а человека – уменьем»?
Ответы детей: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер.
Хозяйка: Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко.
Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети: Матрёшка.
Хозяйка: Ребятки она не одна, а со своими подружками. (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?
Беседа о возникновении и видах русской матрёшки.
-- Посмотрите, какие они нарядные и яркие! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?
Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? (Ответы и предположения детей)
- А на самом деле всё было так…
Показ презентации
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка») Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
Наиболее известны три вида матрёшек : Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
(Слайд 3,4 презентации «Русская матрёшка») В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет -.
Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Хозяйка: Правильно вы заметили.
(Слайд 5,6 презентации «Русская матрёшка»)
Хозяюшка: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове.
Дети: Платок.
Хозяйка: А поверх сарафана.
Дети: Фартук.
Хозяйка: Платок матрёшек украшает роспись. Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. На голове загорских матрёшек разноцветнее платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
(Слайд 7,8 презентации «Русская матрёшка»)
Хозяйка: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.
(Слайд 9 презентации «Русская матрёшка»)
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Хозяйка: А хотите поиграть?
Игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте,
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой!
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).
Эх, матрёшечка, матрёшка!
Аленький платочек-
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили -
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Хозяйка: Молодцы, ребятки!
Хозяйка: Интересно, как же рождается матрёшка?
Сначала мастер точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше… Когда готовы все заготовки, мастер приступает к следующему:
Особенности изготовления и этапы росписи матрёшки :
- Шлифовка заготовки
- Нанесение клея
- Клеение
- Прорисовывание фона
- Прорисовывание деталей
- Окончательная обводка
- Лакировка
Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.
(Слайд 10 презентации «Русская матрёшка»)
Хозяйка: Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? (Показ алгоритма свойств дерева)
Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:
“Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна”.
А хотите и вы, поиграть с матрёшкой?
Проводится игра «Собери матрёшку»
Хозяйка: А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.
(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными, а изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, риса.
Физкультминутка для пальчиков.
Мы - весёлые сестрицы!
Мы - матрёшки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики)
Предлагаем поиграть.
(Дети поют вместе с матрёшками и делают движения)
Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас розовые щёчки (показ)
Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас чистые ладошки (моем ручки)
Приступаем к работе.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.
Хозяюшка: Вот и матрёшки наши готовы. (Дети рассказывают о своих матрёшках).
Итог занятия.