Папки-передвижки

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Горячие пироги из русской печи»

Татьяна Варламова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Горячие пироги из русской печи»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное занятие для детей старшей группы

"Горячие пироги из русской печи"

Программные задачи

Учить правилам русского гостеприимства и культуре общения. Обогащать знания детей о русских народных обычаях и традициях. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное бережное отношение к хлебу. Обогащать словарь детей выражением «хлебосольство», «свекровь». Развивать диалогическую и монологическую речь детей, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, поговорки, пословицы, русские народные песни.

Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе „Горячие пироги из русской печи“» размещена в разделах

Подготовительная работа

Беседы: “Главное кушанье на все времена”, “Родословная обеденной ложки”, “Традиции русского чаепития”. “У каждой птицы – своя песня” (русские народные пословицы, поговорки, загадки, “Кухонная утварь из русской печи” (рассматривание предметов обихода кухонной утвари).

Материалы. Ингредиенты и посуда для приготовления дрожжевого теста, готовое дрожжевое тесто, начинка для пирогов, хлеб (каравай, салфетки на стол, фартуки и косынки на каждого ребёнка, диск с записью русских народных песен, предметы русского быта, атрибуты для инсценировки сказки, посуда для чаепития, русские народные костюмы.

Методические приёмы

словесный - рассказ – беседа с детьми, чтение поговорок, пословиц, загадок, стихов;

наглядный – рассматривание атрибутов русского быта, русских народных костюмов;

практический – изготовление пирогов;

игровой – инсценировка сказки, подвижная игра «Бояре а мы к вам пришли»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их старинным русским обычаем, «хлебом – солью». (Звучит музыка, входит Хозяйка с Хозяином - дети – мальчик и девочка с хлебом – солью)

Хозяйка:

Здравствуйте, люди добрые!

Милости просим.

Если величать,

Так на пороге встречать.

Воспитатель: Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству, русской старине. Русская старина вся пронизана добром. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

- А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).

- А какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?

Дети рассказывают поговорки:

«Без обеда не красна беседа»

«Что есть в печи, все на стол мечи»

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»

«Добрый гость всегда впору»

«Гостю щей не жалей, а погуще лей»

«Где слова привета, там улыбка для ответа»

«Не дорог обед, - дорог привет»

«От учтивых слов язык не отсохнет»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете много поговорок о русском гостеприимстве. Есть ещё в русском языке слово – «хлебосольство». Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлебом - солью встречают особенных гостей в особенных случаях, например, свекровь на пороге своего дома преподносит молодым хлеб - соль на свадьбе. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”.

Славится он первым на селе

Ставится он первым на столе,

Сытный, белый и ржаной,

Выбирай, тебе какой!

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эти слова? Правильно, о хлебе. Его выпекают в русской печи. Еще говорили такие слова:

“Хлеб всей жизни голова”.

Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы : Ребята, вспомните их пожалуйста.

«Хлеб всему голова»

«Хлеб на стол, так и стол – престол»

«Плох обед, коли, хлеба нет»

«Хлеб – дар божий, отец, кормилец»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»

«Худ обед, коли, хлеба нет»

«Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом».

Воспитатель: И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека:

“Без соли, без хлеба худая беседа”,

“Без хлеба – смерть, без соли смех”.

Русское гостеприимство общеизвестно:

“Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение.

В старину о хлебосольном хозяине говорили:

“Дом как чаша полная – хлеб – соль со стола не сходят”.

По умению печь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен подняв его, обязательно поцеловать.

Хозяйка:

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье :

Хлебосольство и открытый дом!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как в русской народной сказке потчевали друг друга лиса и журавль. И как нельзя принимать гостей.

Инсценировка сказки «Лиса и журавль» (участвуют в инсценировке трое детей). Воспитатель беседует с детьми по сказке, задаё т вопросы:

- Доволен ли, остался журавль после угощения лисы?

- А лиса наелась в гостях у журавля?

- Сохранилась ли их дружба.

Хозяин обращается к гостям :

Рады видеть вас у печки,

Без нее и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили :

«Печь нам мать родная всем.

На печи все красно лето,

У печи и сплю и ем».

Воспитатель: Ребята, раньше главной в доме была печь. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, в ней даже мылись! Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Посуду такой формы удобнее доставать ухватом или рогачом. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.

А какие угощения дарит нам печь? Каша, щи, пироги самые румяные!

“Щи да каша – пища наша”

Воспитатель загадывает загадки:

“Не бык, а бодает, не ест, а хватает” (ухват,

“Конь черен – в огне проверен” (кочерга)

Воспитатель: Предлагаю вам испечь для дорогих гостей пироги румяные, да сладкие. А как готовить тесто для пирогов вы знаете? Замешивает тесто. Чтобы пироги удались на славу тесто долго ходит, бродит, это занимает много времени. Я пораньше сегодня пришла и замесила тесто.

На столе у каждого ребёнка поднос с заранее приготовленным тестом и всё необходимое для приготовления пирогов. Каждый ребёнок делает один пирожок и укладывает его на протвинь. Младший воспитатель уносит протвинь на кухню и ставит в духовку.

Воспитатель: Ребята, но гостей надо уметь не только угощать, но и развлекать. Подвижная игра с гостями «Бояре, а мы к вам пришли»

Дети рассаживаются по своим местам.

Воспитатель: Давным-давно на Руси пили квас. О чае ничего не знали, пока один заморский торговец не привёз вместе с другими товарами пучок травы. Этот напиток так полюбился русскому люду, что появилась целая традиция русского чаепития. О чае говорят: смягчает сердце, удаляет усталость, будет мысль, облегчает и освежает тело. По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, бублики.

- А вы с чем любите пить чай? (ответы детей)

Воспитатель загадывает загадку:

В небо дыра, в землю дыра, посередь огонь да вода (самовар)

Хозяин и хозяйка приглашают гостей к столу на чаепитие, где продолжается беседа:

Самовар шумит, подходить велит.

Бублики, баранки, как на самобранке.

А вот конфетки –

Налетай, не ленись, взрослые и детки.

Воспитатель: Представьте, праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать?

Культурно распахнуть двери настежь, спеть отходную песню, выдать на прощание пряник – разгоняй.

А, правда, хорош обычай? Когда с пряником – то провожают? Вежливее как то. Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура.

Заключительная беседа

Воспитатель: Как вы думаете, гости довольны тем, как мы их приняли?

- Давайте вспомним, как мы встретили наших гостей.

- Какое угощение для них приготовили?

- Как мы их развлекали?

- Мы с вами встретили и проводили гостей по всем правилам русского гостеприимства.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5–7 лет) Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет) на 2013-2014 учебный год Сентябрь 1. Занятие.

Занятие в подготовительной группе на тему «знакомство с Русским народным костюмом»Занятие в подготовительной группе на тему «знакомство с Русским народным костюмом» Цель: Познакомить с историей русского народного костюма. Задачи:1 Познакомить с особенностями внешнего вида русского Народного костюма 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Горячие пироги из русской печи»
Опубликовано: 5 марта 2015 в 15:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Горячие пироги из русской печи»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Варламова (УИ 267470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД